Подвиг Маршалла Арцруна
«Капитан подлодки вызывает к себе мичмана и говорит: на корабль идет торпеда, столкновения не избежать, развесели матросов, пусть хотя бы веселыми умрут…»
Заметили, что даже анекдоты не веселят? Не только потому, что на сердце грусть, но и потому, что большая их часть – о нашей сегодняшней жизни. Этот же анекдот – точь в точь об Арцруне Ованнисяне.
Об Арцруне, потому что продолжение у анекдота такое:
«Мичман собирает матросов, и говорит: хотите пёрну, и корабль взорвется? Все смеются, мичман пердит, корабль взрывается. Выживают только капитан и мичман, подплывают друг к другу, и капитан говорит: мичман, а торпеда прошла мимо нас».
Писать о таком подвиге Арцруна – все равно, что напоминать, с какой легкостью мы обманываемся и становимся жертвой подлости, а ведь за это время торпеды могли пройти полностью мимо. Как Арцрун радовал нас прямыми эфирами, мол, «победим». Говорил – не дискредитируйте армию, считая, будто мы настолько слабы, что нуждаемся в добровольцах или собранной коробками помощи... Есть гораздо более ощутимый подвиг, нежели просто вранье в прямом эфире.
Знаете, сколько и сколько раненых, или заблудившихся, или оставшихся без командира групп- отделений было на этой Войне, звонивших своим родным и знакомым, в надежде и с просьбой о помощи? Звонили, пока телефоны не разряжались. Телефоны разряжались, сердца родственников и получивших звонки разрывались от нарастающей боли и беспомощности, а помощи не было.
Звонили журналисту со словами: остались без командира, без карты местности, не можем сориентироваться, на какой стороне наши... Журналист передавал это Арцруну – как самому доступному и, как он сам говорил, бывающему повсюду и видящему все собственными глазами. А Арцрун возмущался, дескать, столько раз просили их не звонить, а они все равно звонят .. . И ничего. Никакой помощи – ни в виде командира, ни хотя бы для ознакомления с местностью.
Наверное, раз уж нарушили приказ не звонить, по мнению Арцруна, вдвойне заслужили обязанность умереть, по мнению Алена Симоняна – наверное, дважды попасть в плен, а Никола Пашиняна – наверное, звонками незаконно восстают против своего краха, что и было стратегией этой Войны.
Что стало с отделением, оставленным на произвол судьбы? Дождалось вражески-азербайджанских выстрелов, так узнало, где враг, и двинулось в обратном направлении, к нашим.
Что стало с Арцруном? Да, маршалом он не стал, но его «подвиг» на этой Войне – бессмертен.
Трижды бессмертен.
Анаит Восканян
Перевод - Лусине Арутюнян
Смежные статьи
- Единственное требование Никола
- Полуборода, полумандат, полужизнь, полусуществование
- Стреляйте!
- Отец погибшего солдата собирается обратиться в суд