Артак Закарян: Нанесенный капитулянтами ущерб не измеряется только тем, что видим сегодня
Бывший замминистра обороны Армении Артак Закарян на своей странице в Facebook пишет:
«Идея создания на Южном Кавказе формата безопасности и сотрудничества 3+3 (Армения, Грузия, Азербайджан + Россия, Иран, Турция) была выдвинута еще в 1990-х годах президентом Турции Сулейманом Демирелем.
В дальнейшем, в ходе регионального визита в 2003 году, в Ереване эту идею озвучил также министр иностранных дел Ирана Кямаль Харази. Тогда формат «3 + 3» называли также идеей создания «Большого Кавказа».
Нетрудно предположить, что в формате «3+3» географическое соседство стран Кавказа, при сотрудничестве в сфере безопасности и взаимодействии иного характера, во многих вопросах оставили бы за пределами Южного Кавказа коллективный Запад. Он будет направлен на снижение участия НАТО, ЕС-Восточного партнерства, а также США.
Кроме того, этот формат рассматривается как геополитический проект, главная задача которого – установить полноценный контроль над всеми видами коммуникаций, связывающих Восток с Западом и Север с Югом.
Как бы ни пытались страны-участницы «3+3» найти соглашения между собой, тем не менее, у каждой из них своя степень зависимости от Запада, и невозможно будет полноценно использовать эту платформу для своей цели. Грузия (Зураб Абашидзе) уже заявила о невозможности своего участия, имея в виду нерешенные конфликты.
Наш капитулянт, имея в виду формат МГ ОБСЕ и нерешенный Арцахский конфликт, отметил, что участие Армении возможно при условии, что в «3+3» не будут рассмотрены вопросы, которые обсуждаются в других форматах. Алиев многократно отмечал, что страница карабахского конфликта закрыта, и они движутся к открытию новой страницы сотрудничества и мира на Южном Кавказе. Однако, в то же время, тот же Азербайджан со своими нефтяными и газовыми каналами полностью зависит от Запада и Турции. Ирану необходимо, чтобы на его северных границах была исключена вероятность присутствия США, Израиля и НАТО. Россия, которая ранее не приветствовала «3+3», сегодня заинтересована в том, чтобы хотя бы на Южном Кавказе воцарились спокойствие и стабильность. А Турция рассматривает «3 +3» как возможность реализации идеи своей мечты – «Великого Турана».
Несмотря на то, что у всех стран региона непреходящие противоречия или, по крайней мере, очевидная конкуренция, тем не менее, даже если формат «3+3» или «3+2» будет сформирован, он долго совмещаться не может. Исходя из стратегических и противоречивых интересов региональной безопасности, формат очень быстро может превратиться в «2+2+1+/-1». То есть, Армения-Россия + Турция-Азербайджан + Иран + / - Грузия. А в этом случае будет трудно прийти к консенсусу, что и отразиться на эффективности формата.
Вероятен и вариант, что Запад начнет оказывать жесткое давление на Турцию, а также своим влиянием на Грузию периодически будет препятствовать деятельности формата. В этом случае «3+3» может превратиться в «3-3»: Армения-Россия-Иран и Турция-Азербайджан-Грузия.
Очевидно также, что сегодня вопрос запуска формата «3+3» вновь был внесен в повестку после 44-дневной войны в Арцахе, вследствие которой изменились соотношение сил на Южном Кавказе и контроль за коммуникациями. Неслучайно, что так называемый «Зангезурский коридор» также крайне важен для Турции и Азербайджана, и последний постоянно навязывает эту непозволительную повестку дня. В этом случае тандем Турция-Азербайджан, независимо от дальнейшей судьбы «3+3», приобретает серьезное преимущество на Южном Кавказе.
Принимая во внимание также активизировавшиеся недавно турецко-азербайджанские, а также пакистанские совместные военные учения (Бакинская декларация), можно предположить, что борьба за Южный Кавказ в ближайшее время может перерасти в жесткую канитель, что еще больше обострит и без того не утихающие веками противоречия и конкуренцию.
Более чем уверен, что Турция и Азербайджан в ближайшие годы попытаются создать условия для вывода российских войск с Южного Кавказа, в чем будут стремиться заручиться и поддержкой Запада. Только при таком условии Запад может согласиться, даже каким-то образом содействовать становлению формата.
Однако доверяют ли Запад или Россия и Иран Турции до конца? А может это временное геополитическое «занятие» для глобальных акторов, которые попытаются на какое-то время закрыть глаза на существующие противоречия и получить формальную картину сотрудничества?
А что мы будем делать в вопросах неразрешенного конфликта в Арцахе, признания Геноцида армян, прочных гарантий безопасности и самостоятельной международной политики, пока неизвестно.
Нанесенный капитулянтами ущерб не измеряется только тем, что видим сегодня. Мы не только потеряли жизненные территории и сливки молодого, прекрасного поколения, но и во всех перспективах развития нашей государственности у нашей страны оказались связаны руки и ноги. И торг вокруг региона происходит исключительно за счет нашей страны и без нас».