Артур Ванецян: Не этим властям осуществлять процесс нормализации армяно-турецких отношений
О последних развитиях в армяно-турецких отношениях газета «Грапарак» побеседовала с бывшим директором СНБ Армении, руководителем парламентской фракции «Честь имею» Артуром Ванецяном.
Перевод на русский язык приводим ниже:
– Сегодня налицо четкий процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией, в рамках которого стороны в ближайшее время назначат специальных представителей. Как Вы относитесь к процессу нормализации армяно-турецких отношений сейчас?
– В последнее время довольно много вопросов, на которые не может быть однозначного ответа «да» или «нет». Например, есть люди, которые заявляют, что нам делимитация и демаркация не нужна. Этот процесс, безусловно, нам нужен, однако момент для его реализации, текущая ситуация, иные имеющиеся проблемы с другой стороной вкупе делают сегодня данный процесс довольно проблематичным, если не сказать, опасным.
Аналогичная проблема у нас и по вопросу возможной нормализации армяно-турецких отношений. Если вопрос звучит теоретически – следует ли нормализовать армяно-турецкие отношения, то, естественно, да, так как два народа будут и дальше жить бок о бок и, естественно, надо найти ключ к тому, чтобы направить эти отношения в нормальное русло. Но это – в целом. Теперь попробую спроецировать этот вопрос на текущую ситуацию. Что мы имеем на сегодня? Первая проблема – оказанная Турцией Азербайджану поддержка в агрессии, развязанной против Арцаха. Эта помощь была как прямой, так и косвенной, с привлечением международных террористов, о чем хорошо осведомлены наши партнеры, в том числе страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
Должен ли ставиться перед Турцией вопрос об ответственности за это, должен ли быть затронут этот вопрос вообще или затронут как можно скорее, пока все это свежо и может быть воспринято международным сообществом, особенно с учетом того, что они располагают фактами? Оправдан ли как-то отказ от затрагивания этой проблемы? Какие политические дивиденды умалчивание сулит, даже если эта власть, судя по ее почерку, ведет политический торг?
– Изменила ли Турция свою политику, не будет больше диктовать предусловия?
– На первый взгляд, многим может показаться, что основное из предусловий, связанное с Азербайджаном и урегулированием арцахской проблемы, кажется, сегодня является менее важным, и этим обусловлен нынешний армяно-турецкий процесс. Но я еще раз ставлю вопрос: сняла ли Турция предварительные условия, выдвигаемые Армении, из своей политической повестки дня? У меня четкое впечатление, что Анкара их не только не сняла, но и ее политика предусловий, принуждения приобретает новые проявления. Один из ярких примеров этого – поведение Турции в отношении так называемого «Зангезурского коридора». Во многих случаях Турция, опережая Азербайджан, ставит различные требования по этому вопросу.
Претерпела ли существенные изменения риторика Турции? Другими словами, из разных элементов демонстрируемой время от времени политики «кнута и пряника» «кнуты» пытаются игнорировать и видеть какие-либо поступающие сигналы? Это простые вопросы. Если мы их будем игнорировать, сможем ли надеяться на диалог на равных? Или же мы попытаемся «вести диалог» в статусе «проигравший с тандемом победителей и с каждым из победителей», выполняя требования последних? Я думаю, все это настолько очевидно, что даже удивляет, когда становится предметом дискурса и порождает серьезные вопросы.
Наконец, мы стали свидетелями различных проявлений инициирования какого-то процесса с Турцией. Как будто они не имели никакого отношения друг к другу (власти Армении постоянно отрицали наличие какого-либо процесса с Турцией), они с воздуха ловили положительные сигналы, для чего, кстати, требуется бурное воображение. Потом выяснилось, что они даже попросили премьер-министра Грузии организовать встречу с президентом Турции, о чем публично сообщил президент Турции. Для нормализации армяно-турецких отношений было предложение и о посредничестве РФ. Сегодня уже заявляется о назначении спецпредставителей Армении и Турции – для нормализации отношений. Является ли этот процесс двусторонним, без посредника, или все же здесь есть посредник или посредники? В силе ли российское посредничество, имеет ли отношение РФ с текущим процессом? Если да, попробуйте восстановить возможную повестку дня, если нет – что это значит? Это вопросы, на которые сегодня нет ответов, есть только заявление о назначении спецпредставителей.
Следовательно, нужен ли армяно-турецкий диалог? Да, однозначно. Эффективно ли то, что сегодня происходит в этом контексте? Нет, однозначно. Это неэффективно как с точки зрения содержания, так и выбранного времени. И, конечно, не этим властям реализовывать такой процесс.
Смежные статьи
- Сурен Саркисян: Армения впервые в своей истории удовлетворила все предусловия Турции
- Известно имя спецпредставителя Турции для нормализации отношений с Арменией
- Турция рассматривает заявки авиакомпаний на рейсы из Стамбула в Ереван и обратно
- Пресс-секретарь МИД Армении: Ереван положительно оценивает заявление главы МИД Турции
- Турция и Армения назначат спецпредставителей для нормализации отношений – Чавушоглу