Новый год и новые отравления: «Нужно помолиться и только потом кушать»
В первый же день Нового года был зарегистрирован случай отравления среди питавшихся в пункте общественного питания. На этот раз пострадавшие – шестеро иранцев, которые ели шаурму в пункте общепита «Chicken bites». Их доставили в Национальный центр инфекционных болезней и уже выписали.
Как сообщили Panorama.am в Инспекционном органе по безопасности пищевых продуктов, начата проверка, взяты образцы куриного мяса, соусов, майонеза. Ответов пока нет, проверка продолжается.
Напомним, в конце 2021 года несколько десятков человек отравились и были госпитализированы после питания в двух точках питания сети «Ташир Пицца», затем в ресторане «Бургри» (Burgery Angus & More) компании «Еремян Проджектс» (Yeremyan Projects). В обоих случаях государственные органы настаивали: хозяйствующие субъекты не соблюдали санитарно-гигиенические нормы. По фактам отравления в обоих заведениях возбуждены уголовные дела.
В контексте отравлений корреспондент Panorama.am об интересах потребителей побеседовала с председателем общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкеном Пипояном.
– Хозяйствующие субъекты часто оправдываются тем, что они оплатили лечение госпитализированных людей, а затем заявляют о возобновлении работы, как ни в чем не бывало.
– Я знаю людей, у которых возникли проблемы, но они не были госпитализированы, лечение проводили в домашних условиях. Фактически, процесса поиска отравившихся людей и не проводилось, чтобы утверждать, будто понесенный всеми потерпевшими ущерб был возмещен. Кроме того, пострадавшие в те дни не могли выходить на работу, из-за чего возникли проблемы у их работодателей. Это еще одна проблема.
– Если сопоставлять заявления госорганов, причины отравления Вам ясны?
– Смотрите, случаи отравления были зарегистрированы в нескольких ресторанах, как так вышло, что одновременно в нескольких местах стали не соблюдать санитарно-гигиенические правила? В конце концов, как сальмонелла попала на кухню – через сырье или через больного сотрудника? На это тоже нет однозначного ответа. Эпидемиологическая цепочка изучена не полностью. Это, в свою очередь, может иметь несколько причин: ошибка лаборатории или другого звена. Более того, мы не обсуждаем, например, на какой машине поставщик курицы перевозит ее, был ли взят мазок из этой машины? Необходимо выяснить всю цепочку, провести забор проб полностью.
Осуществляющий государственный контроль орган, да, выполняет и регулирующую функцию, но его основная функция – это функция применения санкций. Санкция – это не только временная приостановка, она предусматривает еще и административную ответственность, подразумевает раскрытие всей цепочки. Между тем, публичной дискуссии по этому поводу не ведется.
– Сложилась ситуация, когда несколько сотен человек отравились после питания в разных точках питания, их госпитализировали, через несколько дней эти хозсубъекты заявили о возобновлении работы. Неизвестно, какие меры были приняты для предотвращения отравления посетителей в будущем.
– В какой-то момент эти точки должны были заработать. Они должны возобновить работу, когда источник или источники опасности будут однозначно идентифицированы и все проблемы будут устранены. Факт остается фактом, что в этом клубке была примечательная закономерность: ни при одной вспышке мы не увидели полной причинно-следственной связи отравлений. Я не верю, что из-за руки одного больного сотрудника было зарегистрировано столько отравлений. Это может прозвучать грубо, но я не верю, что сразу в нескольких заведениях общепита одновременно начали пренебрегать гигиеной. Было какое-то сырье, принесшее сальмонеллу. Это сырье так и не было обнаружено. Более того, я очень хорошо знаю стиль работы государственного аппарата, государственный аппарат не может сделать что-либо и оставить это незамеченным, что бы он ни делал – об этом говорится публично, дескать, побывали там-то, обнаружили то-то, не нашли того-то…
Теперь я спрашиваю, у вас есть информация по подвижному составу или нет, поставщики зарегистрированы у вас? Я не хочу слышать названий, я спрашиваю, зарегистрированы ли они в Инспекционном органе, есть ли у них возможность, условия, чтобы перевозить еду? Соблюдаются ли ими санитарно-гигиенические правила? Была ли проделана работа, чтобы ответить на эти вопросы? Я глубоко убежден, что этого не было сделано. Всегда можно работать так, чтобы ничего не обнаружить.
– Есть ли у потребителя в Армении гарантия, что после массовых отравлений таких случаев больше не будет?
– Такую оценку может дать уполномоченный государственный орган, я же могу оценить достоверность этого заявления. Я глубоко убежден, что в условиях такой системы безопасности мы должны сперва молиться, только потом есть, должны всегда молиться и только потом есть. Повторяю, у нас множество случаев отравления, четкой причины неизвестно, санкции не применено, осуждающего заявления нет. Когда у нас такой подход к безопасности пищевых продуктов, это означает, что ничего и никак не гарантируется.
Смежные статьи
- Георгий Аветисян: Как в «Ташир пицце», так и в заведении Yeremyan Projects причиной отравлений был человеческий фактор, а не сырье
- Давид Пипоян: Вопросы продовольственной безопасности – приоритетные
- 7 граждан, отравившихся после питания в «Ташир Пицце», продолжают лечение – Минздрав Армении
- Стало известно, чем отравились посетители сети пиццерий «Ташир Пицца»
- У нас уже есть определенная картина в связи с решением проблемы - «Ташир пицца»
- Пипоян: Для составления представления о контроле за безопасностью продуктов достаточно прочесть заявление «Ташир Пиццы»
- Число госпитализированных с отравлением в пунктах питания «Ташир Пицца» достигло 98
- Произведен забор образцов продуктов питания и сырья в двух филиалах сети пиццерий «Ташир пицца»
- В Ереване 15 человек отравились после питания в «Ташир пицце»