Военный врач Агаси Папикян: Жизнь каждого военного была бесценна, нужно было спасать
После окончания военно-медицинского факультета Ереванского государственного медицинского университета Агаси Папикян поступил на службу в воинскую часть Вайка. Он был назначен начальником медпункта воинской части почти за месяц до войны, в сентябре 2020 года.
27 сентября не предвещало ничего необычного, но с рассветом получили весть о войне. И сразу приступили к подготовке. Агаси отправился в Арцах 6 октября. С первых же минут он понял, что это совсем другая война.
Военный врач больше месяца находился в Джракане, на участке Воротана (Кубатлу), Давид Бека. С первых же минут начали вывозить с передовой раненых и эвакуировать. Мысли же были с друзьями, служившими в то время в Арцахе. Он и сегодня старается не говорить о своих переживаниях, на войне потерял друзей, которые всегда в его сердце и мыслях, о которых он всегда вспоминает молча.
Медпомощь – под непрекращающимися обстрелами
Поначалу звуки взрывов были непривычными, но со временем превратились в нечто обыденное. Агаси признается, что на протяжении всей войны, иногда и во время бомбардировок, они пытались шутить, иначе сошли бы с ума. Теперь он удивляется, как им это удавалось.
«Мы не всегда знали, куда идем, что можем встретить, но, когда нам сообщали, что на данном участке есть раненые, мы ставили перед собой задачу – эвакуировать их любой ценой. Мы не оставляли на поле боя даже раненых, у которых не было шансов выжить. Иначе я бы никогда себе не простил этого», – рассказывает в беседе с корреспондентом Panorama.am Агаси Папикян.
Сегодня врач с болью в сердце вспоминает, как однажды из-под земли извлекли свыше 10 тел.
«Ужасно, когда понимаешь, что это твои сверстники, парни, у которых были мечты, которые хотели жить», – отмечает он.
По его словам, во время войны врачи сделали невозможное, больше, чем это было в их силах. Жизнь каждого военного была бесценна, нужно было спасать.
«За всю войну, когда мы вывозили на моей машине раненых с передовой, был только один случай, когда мы не довезли солдата до госпиталя. Ранений было много, он истекал кровью, мы не успели его спасти, а остальных, которых мы довезли до госпиталя, спасли», – говорит военный врач.
За 44 дня боевых действий машины скорой помощи часто попадали под обстрелы вражеской артиллерии. Врачи, спешившие на помощь раненым, не могли быть уверены, преодолеют они эту дорогу или нет.
Агаси Папикян вспоминает – были случаи, когда враг специально наносил удары по машинам медицинской службы, не позволяя им приблизиться к раненым. В это время им приходилось укрываться в окопах и ждать, пока прекратится обстрел, чтобы добраться до нуждающихся в помощи.
Этот солдат тоже выжил…
Вспоминая дни войны, врач иногда подолгу молчит. После некоторой паузы он снова начинает говорить:
«В один из дней стрельба прекратилась, и мы пытались отдохнуть. Разговаривали с одним из врачей, и в этот момент я увидел, как в небе падали две звезды.
Сказал ему – никогда не видел, чтобы одновременно падали две звезды. И на этой фразе раздался громкий взрыв, начался сильный артиллерийский обстрел. Военные рядом с нами получили ранения, парни просили о помощи, кричали – спасайте. Мы пытались подойти, но обстрел продолжался, выждав 1-2 минуты, не глядя на выстрелы, мы подбежали в сторону ребят. В жизни не забуду взгляд одного из них, его глаза, он хотел жить... В тот день у нас было 7 погибших, 10 раненых мы смогли доставить в госпиталь. Тот военный тоже выжил…»
Плакал при посещении могил друзей
Военный врач признается – во время войны не то чтобы страха не было, но он его чувствовал день-два. Говорит, что если бы он позволил страху взять над собой верх, то не смог бы работать.
«Во время войны я вообще не плакал, заплакал потом – на могиле друзей. Саша Рустамян, Нарек Меликян, Гарик Манукян, исполнявший свой профессиональный долг в воинской части Джракана (Джабраила), всегда в моем сердце».
Врач отмечает: боль не утихает, но придает силы следующая мысль: «Все, что мы делали, сделали для своей страны, мы сделали это не для того, чтобы нас потом хвалили. Мы должны жить так, чтобы быть достойными ребят, которые погибли.
Мы должны работать столько, сколько можем. У нас есть Родина, и мы обязаны ее беречь, любить и защищать. Мы всегда должны быть рядом с армией нашей работой, быть полезными всеми возможными и невозможными способами», – считает Агаси Папикян.
Материал Асмик Акопян полностью на армянском языке – по ссылке.
Фото - из личного архива Агаси Папикяна.