«Голос Армении»: «Эпоха мира» и геноцид армян в Азербайджане: пусть не рассчитывают на забвение ни в Баку, ни в Ереване
Газета «Голос Армении» пишет: «13 января исполнилось 32 года началу кровавых событий в Баку, ставших кульминацией геноцида армян в Азербайджане. Целую неделю – 13-19 января 1990 года в столице одной из союзных республик СССР шли жесточайшие погромы, положившие конец славной истории 250-тысячного бакинского армянства, оставившего великий след в истории этого города. След, который там давно пытаются стереть – как, впрочем, на всей территории Азербайджана, а теперь еще на оккупированных территориях Арцаха.
В очередной раз рассказывать о том, что творилось в те дни в Баку, вряд ли имеет смысл: все хорошо известно, документировано и засвидетельствовано сотнями и тысячами очевидцев – бакинцев разной национальности, в том числе – азербайджанцами. Есть подробности, которые мы, скорее всего, не узнаем уже никогда – к примеру, точное число убитых, сожженных заживо, обезглавленных, зарезанных, брошенных с балконов высоких этажей, забитых и замученных до смерти… До сих пор не открыты архивы, объясняющие, почему Москва целую неделю не посылала войска для усмирения дикарей, действовавших организованно, координированно и по приказу сверху – от руководства Советского Азербайджана и верхушки Народного фронта.
Есть множество свидетельств и оценок произошедшего от иностранных экспертов, журналистов, политиков и представителей интеллигенции. Но, пожалуй, наиболее сконцентрировано суть этого ужаса удалось выразить буквально в трех словах российскому поэту Давиду Самойлову: «Поражает дикость Азербайджана».
Спустя 32 года дикость Азербайджана продолжает поражать, только вот куда меньше, потому что с этой страной и ее населением цивилизованному сообществу и здравомыслящим армянам все было понятно еще со времен «сумгаита» и на протяжении всех этих трех с лишним десятилетий. Очередным проявлением этой дикости стала прошлогодняя война, которая глубоко и радикально изменила не только расклад сил в регионе, но и поставила под очень сильное сомнение приверженность самой Армении прежним нравственным и национальным ценностям. В том числе – связанным с историей и памятью.
Именно поэтому все происходившее до 2018 года и казавшееся незыблемым, неподвластным времени и не имеющим сроков давности, сегодня уже надо разделять на до и после 44-дневной войны. В этом разрезе следует характеризовать в том числе и все акты геноцида армян в Азербайджане, начиная с событий в Чардахлу в декабре 1987 года и заканчивая… А конца, между тем, и нет.
Власти Армении, провозгласившие начало «эпохи мира» и согласившиеся с ее ценой в виде армянской крови, армянских территорий и экзистенциальных армянских интересов, каждый раз при годовщине каждого из событий 34-летней и менее давности теперь вынуждены будут проходить своеобразный тест: как реагировать на преступления столь дорогого их сердцу Азербайджана, пусть даже совершенные в прошлом? Как реагировать на содеянное этой страной три десятилетия назад и навсегда оставшееся в памяти и ментальности народа как одна из величайших в его истории трагедий, если налицо неприкрытая попытка предать все это забвению, дабы не обижать своих дружков и подельников?
Если власти Армении не желают говорить о преступлениях, совершенных турками всего чуть более года назад – жесточайшей агрессии с нарушением всех международных норм, вовлечении наемников-террористов, использовании фосфорных боеприпасов, убийствах пленных и обезглавливании мирных жителей, уничтожении армянского наследия, - то как они будет отмечать годовщину трагических событий истории? К примеру, очень интересно, как на фоне то ли «конструктивного», то ли «позитивного» диалога с Анкарой в этом году в Армении пройдет 24 апреля?
Вернемся, впрочем, к черному январю Баку 1990 года. 13 января многие пользователи Фейсбук, эксперты сделали записи на своих страницах, помянув 32-ю годовщину событий. С заявлениями выступили омбудсмен Арман Татоян, первый омбудсмен Лариса Алавердян. Многие написали о том, что обычно в эти дни с заявлением выступал и МИД Армении, а руководство страны возлагало венки к хачкару-памятнику жертвам погромов в Цицернакаберде. Власти молчали – ни звука не было слышно ни из правительства, ни из парламента.
На следующий день, видимо, в ответ на критику МИД соизволил подать голос. Отмечу, прежде всего, что в тексте из трех коротеньких абзацев не нашлось места для упоминания 44-дневной войны, ставшей, как и Баку января 90-го, очередным звеном более чем вековой геноцидальной турецкой политики, целью которой была и остается ликвидация армянского присутствия и полное искоренение армянского следа в регионе.
Однако больше обращает на себя внимание другое. В заявлении МИД отмечается, что «последовательное отрицание бакинских погромов и других злодеяний в отношении армян, прославление тех, кто их реализовал, продолжающееся укоренение ненависти к армянам по-прежнему являются государственной политикой в Азербайджане, выражающейся в разжигании ненависти и агрессивной политике в отношении Армении и Арцаха, что является ключевой угрозой миру и стабильности в нашем регионе».
Это фиксирует, подчеркну, правительство страны, которое настырно, упорно и цинично игнорируя непрекращающуюся агрессию, ежедневные преступления Азербайджана и бесконечные угрозы Алиева, заявляет о наступлении «эпохи мира» и сотрудничества с Азербайджаном и Турцией. Буквально через день после того, как на армянской земле оккупанты убили трех 19-летних военнослужащих, глава этого же правительства разглагольствует о необходимости «крепких нервов», дабы достичь мира с убийцами армянских солдат – порядка пяти тысяч в войну и десятков после.
Абсурд на абсурде абсурдом управляет - иначе охарактеризовать ситуацию невозможно. МИД Армении официально утверждает, что разжигание ненависти и агрессии в отношении армян продолжает оставаться государственной политикой Азербайджана до сих пор, но при этом власти, в том числе тот же МИД, настаивают на налаживании мира и доброжелательных отношений с теми, кто эту политику определяет, осуществляет, не проявляя ни малейшего намерения прекратить, более того – ужесточая ее.
Для оценки политики и действий этой власти давно не осталось цензурных и даже нецензурных выражений. Одно слово – беспрецедентно, и оно вполне подходит и в данном случае. Ибо очень сложно найти в мире другое правительство, которое одной рукой подписывается под тем, что соседнее государство разжигает в отношении его страны и народа ненависть и агрессию, а другую руку протягивает в надежде, что это же государство ее пожмет. Что ж, может, и пожмет, да только с ятаганом за спиной.
И это – один из многочисленных уроков черного января Баку, который многие армяне, проживавшие в этом городе, поняли слишком поздно, когда их жизнь уже разделилась на до и после. Наивность и простодушие, непостижимая иллюзия того, что, дескать, «турок уже не тот» сыграли с ними очень злую и жестокую шутку, заставив заплатить за свою ментальную близорукость слишком дорогую цену.
Сегодня эту цену может заплатить весь армянский народ – и она может быть уже запредельно высокой, поставив окончательный крест на существовании Родины, государства и нас самих. Наряду все с теми же «граблями» наивности, благодушия, откровенной глупости и очень короткой памяти, виновниками этого будут еще и сознательно ведущие народ к пропасти младоармяне – николотурки».