Сергей Маркедонов: Почему Никол Пашинян спешит?
В статье для telegram-канала Bunin & Co Центра политических технологий доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов пишет:
«После завершения «осенней войны» 2020 года проблема демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном по значимости оттеснила тему Карабаха в контексте конфликта двух соседних стран. Но, похоже, сегодня мы видим новое оживление вокруг этого сюжета. И связано оно не с военной активизацией, а с дипломатическими предложениями.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил 24 января 2022 года, что передал в Баку и в Москву предложения по урегулированию «пограничного вопроса». Конечно, армянская оппозиция сфокусировала внимание вокруг одного адресата- Азербайджана. Пашиняна обвиняют в необоснованных уступках. И здесь каждое лыко в строку, будь то контакты армянского спецпредставителя с турецким коллегой в Москве, и предложения, подготовленные для Баку. Между тем, как и в случае с армяно-турецкой нормализацией Россия, что называется, в игре. И в игре активной. Более того, здесь случай, когда Запад не возражает против российских усилий.
Пашинян говорит о желательности формирования комиссии по делимитации. Впрочем, это не означает, что формирование таковой станет синонимом прорыва. Между Ереваном и Баку есть разночтения. Они требуют качественной инвентаризации и проговаривания путей возможной развязки сложных узлов. Не исключено, что подвижки на этом направлении будут привязываться к статусу Карабаха, хотя та же Москва не хотела бы актуализации данной проблемы до продвижения на социально-экономическом треке. Но всякий разговор о разблокировании коммуникаций без прогресса на границе тоже проблематичен.
Почему премьер спешит? Не в последнюю очередь потому, что имеет уникальный момент. Вся система власти выстроена под него. Оппозиция критикует, но практически ничего взамен не предлагает. К реваншу она не готова, но строить постконфликтную реальность строить тоже не спешит. Без разрешения вопросов о границе выход на мирный договор маловероятен. И поэтому промедление в перспективе может создать для премьера неблагоприятный внутриполитический контекст. Никто не даст гарантий, что нынешнее доминирование Пашиняна будет длиться вечно. Но как бы ни развивались эти сюжеты, очевидно, что Москва сохраняет свою особую роль медиатора при разрешении спорных вопросов между Ереваном и Баку».