«Голос Армении»: Кем будет работать В. Хачатурян у Н. Пашиняна?
Газета «Голос Армении» пишет: «Где прописана должность местоблюстителя и компостера?
Ответы кандидата правящей силы на пост 5 президента РА Ваагна Хачатуряна на вопросы Петроса Казаряна дали пищу для самых разных толкований.
В связи с этим шурин (брат жены) Пашиняна, депутат от фракции "Гражданский договор" Грачья Акопян решил выступить с комментариями и объявил в интервью газете "Жоговоруд" буквально следующее: "Если наши граждане слушали интервью Ваагна Хачатуряна Петросу Казаряну, то Хачатурян дал ответы на все вопросы: он будет местоблюстителем, будет компостирующим органом". Как говорится в таких случаях, "прибыли!". В армянской Конституции, помнится, нет таких должностей, как местоблюститель и компостирующий орган. Может, они предусмотрены будущим пакетом изменений и дополнений в Основной закон?
Комментарий шурина наводит на мысль о том, что предстоящая реформа Конституции коснется формы правления, то есть Армения сделает шаг назад к полупрезидентской или два шага назад к президентской модели. Но эта догадка противоречит заявлению Пашиняна в ходе ответов на вопросы общественных организаций и СМИ. Он неоднозначно объявил, что в контексте реформы речь не идет об отказе от парламентской модели государственного устройства. Это заявление было озвучено нынешней зимой, странно, что не все его расслышали…
До этого Пашинян делал диаметрально противоположные заявления, пытаясь навязать обществу дискуссию о целесообразности (нецелесообразности) смены формы правления. По логике вещей, к смене формы правления Пашинян должен был прибегнуть на этапе истечения срока полномочий на посту премьера, сегодня это явно преждевременно, если учесть, что он возглавил исполнительную власть по итогам досрочных парламентских выборов 20 июня.
Оставим на совести Хачатуряна признательные показания о своей роли местоблюстителя, хотя в обозримой перспективе в нашей стране вряд ли речь пойдет о выборах президента посредством прямого общенародного голосования. К тому же, Хачатуряну еще предстоит ответить на вопросы депутатов от оппозиции в ходе прений по его кандидатуре в парламенте. Мы лишь хотели указать на то, что впереди у Пашиняна еще годы премьерства, а потому менять форму правления, чтобы стать президентом, пока рановато.
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и факторы субъективного характера. Очевидно, что Пашинян испытывает комплекс неполноценности перед своими предшественниками, а потому стремится не уступить им ни в чем. Он явно хочет стать президентом, хотя сознает, что не потянет прямые президентские выборы, ведь он вынужден был отказаться от досрочных выборов в совет столичной общины из опасения, что его партия придет к финишу последней. Очередные выборы в совет столичной общины не за горами, и они могут привести к поражению партии "Гражданский договор", то есть режим утратит контроль над столицей и доброй половиной страны…
Хачатурян не выдерживает сравнение…
Известно, что оппозиционные фракции решили не выдвигать своего кандидата на пост президента. Акопян по этому поводу высказал мнение, что у оппозиции нет равнозначной Хачатуряну фигуры.
Ограничимся констатацией, что Хачатурян не выдерживает сравнение ни с одним из представителей парламентского меньшинства, а также с теми, кого на роль кандидата оппозиции "назначили" СМИ. Один из них ученый - турколог Рубен Мелконян узнал, что его кандидатура обсуждалась оппозиционными фракциями, из публикаций СМИ.
По его словам, "участие оппозиции в процессе выборов лишено смысла, ибо не стоит придавать своим участием легитимность этому процессу". Любопытно, как Хачатурян ответит с трибуны парламента на вопрос, чьим местоблюстителем он себя представляет, и в каком документе прописаны его полномочия в качестве компостера?
Если бы не всенародная апатия, то армянское общество вдоволь посмеялось бы над составом совета под председательством министра юстиции Карена Андреасяна. Этот совет должен назначить пятерых профессионалов для написания текста проекта предлагаемых изменений и дополнений в Основной закон. Одно только присутствие в составе совета Даниэла Иоаннисяна и Артура Сакунца – уже повод для гомерического хохота. Напомню, что Иоаннисян вошел и в состав предыдущего органа по разработке проекта изменений и дополнений в Конституцию.
Та комиссия работала на пике пандемии в режиме "удаленки", о ее работах политизированная публика узнавала, главным образом, из интервью депутата от фракции ППА Геворга Петросяна. Он, напомню, покинул комиссию со скандалом после того, как ее члены отказались воспроизвести статью 18 о признании Республикой Армения "исключительной миссии Армянской Апостольской Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности".
В компанию Иоаннисяна и Сакунца гармонично вписался лидер партии "Лусавор Айастан" Эдмон Марукян. Это единственный персонаж действующей политики, рейтинг которого значительно ниже пашиняновского. Еще одно повторение старого монолога о полномочиях супер-премьера не добавило Марукяну популярности, а посему в совете по реформе ему самое место. Свое присутствие в этом органе Марукян объяснил необходимостью четко прописать в проекте реформы пункт о том, кто персонально отвечает за территориальную целостность Армении…
У Пашиняна нет ресурсов для всенародного референдума
С трибуны последнего заседания парламента, посвященного ответам министров на вопросы депутатов, Андреасян так и сумел ответить на депутатский вопрос о том, какие именно полномочия супер-премьера планируется отнять у главы исполнительной власти по итогам реформы? Какую "профессиональную" комиссию по написанию текста реформы сформирует совет во главе с министром, представить не трудно.
Реформа основного закона – очередная профанация, ибо главарь режима не обладает ни малейшим ресурсом для проведения референдума по внесению изменений и дополнений в Основной закон. Любой всенародный референдум обернется для него скандальным поражением, не помогут даже тотальные фальсификации.
Впрочем, у режима уже есть печальный опыт внесения конституционных поправок силами парламентского большинства в обход рекомендаций экспертов Венецианской комиссии и заключения КС. Не станет же Пашинян вносить изменения на уровне смены формы правления с опорой на голоса фракции "Гражданский договор"? Европейские эксперты его не поймут и могут кардинально изменить свое мнение об уровне демократии…»