Армен Геворкян: От Шушинской декларации к армянскому манифесту
Депутат Национального Собрания от фракции альянса «Армения», бывший вице-премьер РА Армен Геворкян в своем телеграмм-канале пишет:
«Европа переживает пик максимальной напряженности и стоит перед потенциальной войной. Для ее избежания многие государства пытаются запустить дискуссию о новом порядке безопасности и стратегической стабильности в Европе. Армению это тоже будет касаться. Нам также надо быть готовыми к предстоящей дискуссии.
Кроме исключительно негативного значении для Армении и Арцаха Шушинской декларации, необходимо обратить внимание на то, что она предопределяет также стремление тюркских государств к построению нового порядка отношений в нашем регионе. Подписавшие декларацию государства, входят в глобальную дискуссию о новом порядке безопасности и стратегической стабильности в Европе уже со своими представлениями о том каким он должен быть на Южном Кавказе. Они определили для себя не красные линии, а стратегические перспективы.
Кроме антиармянской политики и стремления к перераспределению влияния на Южном Кавказе, декларация обозначила также задачу дальнейшей консолидации тюркского мира и его экспансии не только на восток, но и на запад. Декларация обозначила, что основными двигателями такого процесса будут Турция и Азербайджан. То есть в новой глобальной дискуссии по Европе тюркский фактор становится важным элементом. А с чем мы входим в эту дискуссию.
Во-первых, есть ли у нас понимание того, что Шушинская декларация предопределяет основную угрозу для существования независимого армянского государства в виде стремления тюркского мира к пересмотру политической карты региона и полной нейтрализации армянского вопроса? В основе такой долгосрочной стратегии лежит задача последовательного сужения исторического ареала проживания армян в регионе и уменьшение их численности. Осознаем ли мы, что перспективными задачами тюркской консолидации являются аннексия Сюника и физическое соединение разных частей Азербайджана, а также де-арменизация Арцаха (по примеру Нахичевани) и усиление ущербности системы национальной безопасности Армении и ее большей зависимости от внешних факторов.
Одни центры влияния будут поощрять такие планы, другие центры влияния – будут препятствовать. Но итогом глобального компромисса между ними может стать государственный суверенитет Армении.
Во-вторых, Шушинская декларация должна привести нас к пониманию того, что невозможность собственными силами и ресурсами защищать суверенитет, независимость и государственные границы собственной страны – это значит быть ущербным государством, быть в прямой зависимости от внешних партнеров, пусть даже и дружественных. Мы также должны осознавать и следовательно оценивать риски ситуации, при которой многие будут стремиться к:
· ограничению влияния России на Южный Кавказ и ее полному вытеснению,
· созданию новых рычагов влияния на Иран и ограничению его региональных амбиций,
· возвышению Турции как бесспорного лидера мусульманского мира, и контролю с ее стороны основных транспортных коммуникаций и процесса распределения природных ресурсов, а также распространение своего влияния на определенные территории России и Китая.
И, в-третьих, Шушинская декларация направлена на раскол всего армянского мира. Поэтому нам важно исходить из того, что Республика Армения не может быть только государством для тех армян, которые проживают на постоянной основе в нем. Армения – государство всех армян, и оно будет стоять на страже интересов всех армян во всем мире. А все армяне во всем мире должны защищать и продвигать интересы своего национального государства. При этом определить, что исторически существуют несколько общенациональных приоритетов:
- Укрепление и усиление независимого национального государства
- Справедливое и окончательное решение Арцахского вопроса
- Стремление к всеобщему признанию и осуждению Геноцида армян 1915 года в мире
- Сохранение и развитие армянской национальной идентичности во всем мире, борьба с ассимиляцией.
Мы должны принять “Армянский манифест”, который должен обозначить, что несмотря на все трудности, угрозы и вызовы, 21 век – армянский век».