Фредди Кемпф: Когда-нибудь у меня время появится, я выучу армянский, обращусь к произведениям армянских композиторов
Известный пианист Фредди Кемпф выступит в Армении. Его совместный концерт с Государственным симфоническим оркестром Армении состоится 17 марта в концертном зале «Арам Хачатурян» в Ереване. Выступавший в многочисленных странах мира пианист концерте в Армении представит произведения Бетховена.
Перед концертом корреспондент Panorama.am побеседовала с талантливым музыкантом.
– Сперва хотелось бы поблагодарить Вас за то, что Вы согласились дать интервью Panorama.am. Вы несколько раз посещали Армению, с какими чувствами вернулись в нашу страну?
– Это мой четвертый визит. Я очень рад находиться в Армении, рад, что буду играть для армянской публики. В конце концов, буду делать свою любимую работу, я люблю играть. Это был сложный период для музыкантов из-за пандемии, и сейчас я получаю большее удовольствие от своей работы.
Армения – из тех стран, где всегда проходят интересные музыкальные события, поэтому приятно находиться в этой стране, знакомиться с ее культурой и историей.
– Невероятно, но играть на фортепиано Вы начали с 4 лет, а Ваше первое выступление состоялось в Лондоне, когда Вам было 6 лет. Вы помните этот свой выход на сцену?
– Да, я помню, и помню все важные мероприятия, на которых я играл в маленьком возрасте. Мое первое профессиональное выступление состоялось, когда мне было 6 лет, а в 8 лет я исполнил фортепианный концерт №12 Моцарта с Королевским филармоническим оркестром Лондона.
– Родители выбрали для Вас фортепиано?
– Мои родители – не музыканты. Это произошло совершенно случайно, когда было решено, что я буду играть на фортепиано. Когда мне было четыре года, мы с родителями отправились в магазин игрушек, чтобы купить мне рождественский подарок. И я должен был выбрать себе игрушку. Я спросил их, какую сумму они собираются выделить на подарок. И родители купили выбранное мной электрическое пианино. Оттуда и начался мой путь к музыке.
– Ваш отец – немец, мать – японка, а Вы выросли в Англии. Насколько это смешение культур помогает в профессиональной сфере? Какая культура притягивает Вас больше – Восток или Запад?
– В действительности, взрослея в Англии, я никогда не думал, что это моя родина. Сейчас я живу в Германии, чувствую себя там как дома, видимо, потому что это родина моего отца, поэтому мне там хорошо. Это смешение очень важно для меня, потому что у каждого народа своя культура, свой язык, своя история. Естественно, слияние всего этого оказывает на меня большое влияние. Я достаточно хорошо знаю восточную культуру, но она мне не так близка.
– Фортепиано, скрипка, флейта… каким будет следующий инструмент?
– Да, я с маленького возраста играю также на флейте и скрипке. В консерватории я понемногу пробовал играть на ряде инструментов. В последние годы я начал играть и на гитаре, но это всего лишь хобби. Сейчас мой сын играет на виолончели, и чтобы помочь ему, я изучил и этот инструмент.
– Сегодня Вы выступаете в роли не только пианиста, но и дирижера. Что Вас привлекает в дирижировании?
– Обычно, когда играешь, всегда надо знать, что делают другие инструменты оркестра, но путь становления дирижером получился очень случайным. Несколько лет назад мы готовились к концерту, я должен был исполнять Концерт № 5 для фортепиано с оркестром Бетховена. Музыканты оркестра предложили мне управлять собственным концертом. Мне было интересно, смогу я или нет. И я решил попробовать. С тех пор я регулярно стою за дирижерским пультом.
На самом деле пианисты успешны, потому что есть множество произведений, написанных для фортепиано с оркестром. Но если в каком-то сочинении отсутствует фортепиано, то в этом случае я могу дирижировать и жить этой музыкой. Конечно, мне больше нравится играть, это моя жизнь.
– В своей творческой жизни вы выступали в лучших залах мира, с лучшими оркестрами мира. Вы не в первый раз сотрудничаете с Государственным симфоническим оркестром Армении. Что бы Вы сказали о своем сотрудничестве с оркестром, какие у Вас впечатления?
– Интересно то, что один раз сотрудничаешь с оркестром, а потом видишь совсем другой оркестр. С годами уровень музыкантов оркестра повысился, музыканты Государственного симфонического оркестра Армении преподносят музыку на профессиональном уровне.
Мне всегда приятно сотрудничать с молодыми дирижерами и исполнителями, потому что у них больше энергии, они стараются, стремятся быть лучше, что я ценю, поэтому я с удовольствием сотрудничаю с оркестром.
– В своем плотном концертном графике Вы находите время приезжать в Армению. Интересно, что приводит Вас в нашу страну?
– Я живу в горах и получаю массу удовольствий от здешней природы. Я люблю армянскую кухню и вино. В случае получения предложения я всегда готов приезжать в Армению.
– У Вас есть особые предпочтения в музыке? Речь о композиторах, жанрах, произведениях.
– Трудно сказать, потому что я с большим удовольствием исполняю произведения многочисленных композиторов, в действительности репертуар у пианистов большой. Я принадлежу к типу людей, которым нравится то, что они исполняют в данный момент. Если я исполняю то же произведение потом, что бывает часто, то в тот момент начинаю его переживать заново.
Что касается композиторов, то я чувствую большую эмоциональную связь с Бетховеном. Моя связь естественна, и я мало думаю при исполнении Бетховена. Можно сказать, что это родная для меня музыка. Мой отец – немец, и культура Германии сильна в моем сердце.
– А с армянской музыкой Вы знакомы? Вы когда-нибудь исполняли произведение армянского композитора?
– Я никогда не исполнял из произведений армянских композиторов, из-за занятости у меня не так много времени, чтобы самому решать, что представлять на концертах. Но все еще впереди, конечно, желание есть, когда-нибудь я обязательно обращусь и к произведениям армянских композиторов.
– Музыка требует большой самоотдачи, многое забирает у музыканта. Вы никогда не думали о выборе другой профессии?
– Сначала я относился к музыке как к хобби, но потом она стала важной частью моей жизни. Я ни разу не пожалел. Много раз я думал, что могу заняться другой работой, но никогда не думал, что смогу заниматься ею вместо музыки.
– Языки – Ваше хобби. Сколько языков Вы знаете?
– Очень интересно учить иностранные языки, я изучил более 30 языков, но владею 10 языками.
– А среди них есть армянский?
– Когда я приехал в Армению, у меня возникло желание выучить и армянский, но для этого нужно выделить время, что сложно, потому что у меня большая нагрузка, концерты, четверо детей отнимают у меня много времени. Наверное, когда-нибудь у меня будет это время, я выучу также армянский, но я должен отметить, что, кажется, доступных пособий с английского на армянский нет.
– Вас постоянно окружают звуки. Не хочется хотя бы иногда оказаться в тишине?
– Конечно, хочется, я люблю побыть в тишине. Например, в Армении мне спокойнее, потому что в вашей стране говорят в основном на одном языке, а я не понимаю по-армянски, и для меня это уже тишина. В других странах или в аэропорту я довольно напряжен, там, где говорят на разных языках, я их понимаю, мой мозг постоянно работает.
Часто для отдыха я отдаю предпочтение видам спорта, где нет шума. Например, катание на лыжах, плавание, потому что под водой ничего не слышно.
Оригинал материала Асмик Акопян на армянском языке – по ссылке.