Сурен Парсян: Это зеркальный ответ Ирана Армении
Несколько дней назад стало известно, что Иран, расторгнув соглашение с Арменией от 2004 года, с 21 мая при въезде в страну будет взимать 120 долларов с каждого автомобиля с армянскими государственными номерами.
Министерство дорог и градостроительства Ирана обосновало свое решение тем, что армянская сторона, вопреки достигнутым договоренностям, с 2018 года начала взимать таможенные пошлины с автомобилей с иранскими госномерами. Кроме того, с начала прошлого года Армения в одностороннем порядке аннулировала возможность разгрузки и погрузки на Мегринском терминале.
В комментарии для Panorama.am экономист Сурен Парсян, коснувшись данного решения, отметил, что обоснование – следующее: армянская сторона не стала соблюдать достигнутую договоренность, и, по сути, Иран предпринимает зеркальный шаг.
Экономист считает, что в результате этого решения возрастут транспортные расходы грузовых автомобилей, отправляющихся из Армении в Иран. Однако, по его словам, следует учитывать, что грузоперевозки Армения-Иран, Иран-Армения в основном осуществляются иранскими фурами, то есть перевозящих грузы в Иран армянских грузовиков немного.
«Когда армянская сторона принимала решение, что Армения и Иран не будут взимать деньги за грузоперевозки, по сути, здесь больше выигрывала иранская сторона, поскольку иранские фуры больше приезжают в Армению. В действительности, иранские услуги по перевозке грузов – более доступны, чем наши. Кроме того, при осуществлении грузоперевозок через Иран возникают проблемы. От множества хозяйствующих субъектов мне известно, что они предпочитают перевозить грузы по территории Ирана с помощью иранских компаний, и в этом случае проблем возникает несравнимо меньше», – сказал Сурен Парсян.
В этом случае, как отмечает экономист, в основном пострадают армянские компании, которые сами перевозят грузы в Иран, то есть их услуги подорожают.
На вопрос, можно ли из этого решения сделать вывод, что отношение Ирана к Армении изменилось, Сурен Парсян сказал, что он так не думает, поскольку это не такая глобальная тема, чтобы отношение Ирана изменилось.
«В действительности от этой ситуации выиграет Армения, в госбюджет поступит больше средств. Например, если на территорию Армении въезжает 100 иранских грузовиков, а Ирана – пять армянских фур, естественно, в наш бюджет поступает больше средств. Я думаю, что политика армянской стороны преследовала фискальную цель, видя, что иранских фур несравнимо больше, решили не отказываться от этой суммы», – подчеркнул Сурен Парсян.