«Голос Армении»: Присоединение Арцаха к движению сопротивления как минимум на общественном уровне – отныне факт
Газета «Голос Армении» в статье, озаглавленной как «Арцахский лао тоже проснулся: Арутюнян и Бегларян стоят перед выбором», пишет:
«28 мая может стать поворотным для Движения сопротивления - и это будет весьма символично. Проведенные практически параллельно в Ереване и Степанакерте впечатляющие митинги-шествия ознаменовали, по сути дела, объединение двух частей армянского народа в борьбе против отуречивания Арцаха и Армении. Многотысячные акции в двух армянских столицах, одинаковые лозунги и требования, аналогичная атмосфера пробуждения от шока, выхода из оцепенения и возрождение надежд на то, что еще не поздно спасти Родину, - все это стало результатом месяца непрерывной борьбы, информационной и просветительской деятельности всех участвующих в Движении общественных и политических сил.
Присоединение Арцаха к движению сопротивления как минимум на общественном уровне отныне есть факт. При этом надо отметить, что акции прошли ранее в районах Арцаха - Мартуни, Мартакерте и митинг в Степанакерте, в котором, по разным данным, участвовало порядка 10 000 человек, окончательно его зафиксировал. Логично, что Движение, ключевым требованием которого является тезис о невозможности включения Арцаха в состав Азербайджана, сформировалось в Ереване, но эта же логика диктовала неизбежность присоединения самих арцахцев к процессу, предопределяющему их будущее.
Причем речь идет отнюдь не только об оппозиционных силах: народ Арцаха, ставший первой жертвой азербайджано-турецкой агрессии, казалось, обескровленный и сломленный колоссальными потерями и неимоверными испытаниями, не мог не встряхнуться, не очнуться от летаргии и не подняться на борьбу. Вопрос был лишь в том, когда это произойдет.
Точно так же, как проводимые в разных городах мира акции против протурецкой политики властей Армении, а также приезд и участие в ереванских мероприятиях зарубежных армян, сигнализируют о поддержке и присоединении к Движению диаспоры. Тем самым не только подтверждая пробуждение армянского народа и его готовность бороться за будущее своей Родины, но и придавая новый смысл и значение былому триединству Армения - Арцах - Диаспора. Триединству, которое только и способно вывести армянское государство из того катастрофического состояния, в которое оно осознанно было заведено предательским режимом николотурок.
Митинг в Степанакерте призван был также подтвердить незыблемость того постулата, который ранее был неоднократно выражен на официальном уровне в заявлениях парламента республики: судьбу Арцаха имеет право решать только хозяин этой земли - живущий здесь народ. Пашиняну никто не давал полномочий вести переговоры и решать вопрос от имени Арцаха. "Никол-предатель!", "Армения без Никола!", "Армения без турка!" - эти лозунги, давно и громко звучащие в столице и областях РА особенно в последние месяцы, были столь же четко озвучены в Степанакерте впервые после 44-дневной войны.
И эти посылы, судя по всему, дошли до ушей тех, кому они были предназначены. И не только дошли, но и порядком встревожили их. Об этом убедительно свидетельствует реакция официальных и провластных медиаресурсов, которые в лучшем случае обошли акцию гробовым молчанием, а в худшем - принялись с жаром опровергать неоспоримые факты.
Так, печально известный "флагман" пашиняновской пропаганды - сайт Аraratnews - опубликовал заметку под названием "В Степанакерте состоялся большой концерт, ничего более", в котором отрицается сам факт состоявшегося митинга, хотя фотографиями и видеокадрами, как и выступлениями оппозиционных политиков и интервью с участниками многолюдного шествия, были буквально наводнены и соцсети, и независимые, и оппозиционные СМИ…
Нелицеприятный скандал произошел вокруг госминистра Арцаха Артака Бегларяна, который написал на своей странице в Фейсбук про концерт, полностью обойдя вниманием массовый митинг. В адрес уважаемого общественно-политического деятеля сразу полетели критические стрелы с обвинениями в том, что он по указке ереванских властей подпевает лживой пашиняновской пропаганде. Бегларян отреагировал пространным текстом, оправдываясь тем, что, мол, не стоит путать два разных мероприятия и политизировать его запись, а также потребовав не втягивать его персону во внутриполитические разборки.
Мы, конечно, не собираемся выступать в роли третейского судьи в данной неприглядной истории, хотя трудно не согласиться с теми, кто считает, что Пашинян просто использовал Артака Бегларяна с целью в том числе его дискредитации. Однако в любом случае перед руководством Арцаха, в первую очередь - перед госминистром и президентом Арутюняном уже со всей неизбежностью и остротой встает проблема выбора: с кем они - с предателем, не скрывающим своих намерений сдать оставшуюся часть и тем самым окончательно поставить крест на армянском Арцахе, или с народом, требующим отставки капитулянта и его хунты.
Безусловно, Араик Арутюнян полностью дискредитировал себя еще в дни войны как верный пособник Пашиняна, оказавшись абсолютно недостойным выпавшей ему исторической миссии руководителя Арцаха в решающий период. Ни для кого не секрет, что удержался он на посту главным образом за счет того, что остался сам Никол, а отчасти - благодаря крайне уязвимой ситуации в республике и хрупкой стабильности, которую недопустимо раскачивать. За прошедшие после войны полтора года он постоянно маневрировал и манипулировал, увиливая от четких и однозначных оценок и заявлений, особенно относительно позиции властей Армении.
Приведу самый свежий пример. После последней встречи в Брюсселе, выступая на заседании Совета безопасности Арцаха, Арутюнян, по сути дела, повторил вслед за своим ереванским куратором обвинения в адрес Шарля Мишеля, заявив о неприемлемости заявлений последнего для республики. Кроме того, он повторил демагогически-лживые заявления самого Пашиняна, дескать, тот заверил его, что "никто не может и не собирается подписывать какой-либо документ за спиной народов Армении и Арцаха, если будет конкретное предложение о конкретных решениях, оно будет обсуждено с властями Арцаха и общественность будет должным образом проинформирована об этом".
Кого при этом держит в дураках Арутюнян, старательно "не замечающий" многочисленных и более чем однозначных высказываний и самого "варчапета", и его соратников о готовности согласиться на включение Арцаха в состав Азербайджана - непонятно. С другой стороны, время окончательного выбора неуклонно приближается, и не сегодня-завтра пока еще президент должен наконец определиться - на чьей он стороне, тем самым предопределив также собственную судьбу: на свалке истории с предателями или все-таки с народом. Другой вопрос, что уйти от ответственности за свою долю вины в катастрофе 2020-го ему вряд ли удастся даже в этом случае.
Иное дело - Артак Бегларян, который, наоборот, блестяще проявил себя во время войны, будучи омбудсменом Арцаха. И даже сегодняшний эпизод не подпортит ему репутацию, если госминистр в предстоящий решающий период верно сориентируется в создавшейся ситуации и не изменит собственной биографии и принципам.
Как, впрочем, и все, кто, так или иначе, имеет отношение к руководству Арцаха и осознает судьбоносность момента для Родины - большой и малой».