Произошло политическое вмешательство, равноценное антиармянскому редактированию истории – Лилит Саркисян
В Государственном музее Востока в Москве 8 июня открылась выставка «Эдмонд Петросян. Мистерии из Нагорного Карабаха», на которой были представлены 60 полотен арцахского художника Эдмонда Петросяна. На сайте Армянского музея Москвы отмечается, что 14 июня они обнаружили на сайте Музея Востока, что теперь выставка художника называется «Эдмонд Петросян. Мистерии», то есть Нагорный Карабах (Республика Арцах. – Ред.) из названия убрали.
Официально выставка открылась 7 июня. Куратор выставки Лидия Рославцева в интервью корреспонденту агентства Rusarminfo рассказала, что решение изменить название было принято вечером этого же дня.
«Я в этом не участвую, я к политике никакого отношения не имею. Директор решил на основании каких-то своих соображений изменить название», – рассказала Рославцева.
Заместитель генерального директора Музея Востока Илья Зайцев также в интервью Rusarminfo сказал: «Его [Эдмонда Петросяна] происхождение из Нагорного Карабаха в данном случае на живопись, на качестве и восприятии никак не сказывается, как мне кажется». По словам Зайцева, решение изменить название выставки не имеет политического подтекста, а музей никаким азербайджанским организациям не подчиняется. «Мы стараемся сохранить в написании топонимов текущую обстановку, чтобы никого не оскорбить», – заявил он.
Арт-критик и куратор Лилит Саркисян в беседе с корреспондентом Panorama.am назвала данный шаг Государственного музея Востока еще одним позорным и болезненным свидетельством антиармянской кампании против армянского культурного наследия.
«Испытываю большую боль за такую респектабельную структуру, как Музей Востока в Москве, который подвержен политическим играм, но при этом призывает проармянского журналиста не привносить политику в искусство. В действительности же, они сами подчиняются и привносят», – отметила она.
По словам арт-критика, основанный еще в 1918 г. Государственный музей Востока – один из важнейших и значимых музеев России, который, в числе богатейших коллекций произведений искусства других народов, владеет также замечательными произведениями армянского искусства.
«Это один из важнейших центров армяно-российского культурного и художественного сотрудничества, и это сотрудничество, в первую очередь, должно строиться на культурно-гуманитарной основе. Культурное сотрудничество должно способствовать политической солидарности, дружбе между народами, установлению исторической правды. В российской среде армянское изобразительное искусство всегда находилось на высоком уровне, оно не воспринималось как колониальное или провинциальное.
Мы всегда с гордостью сотрудничали с российскими учреждениями культуры. У меня у самой была прекрасная возможность сотрудничать с Музеем Востока около трех лет назад, когда там с большим успехом прошла юбилейная выставка Мариам Асламазян: я написала вступительный текст каталога, планы на сотрудничество есть и в дальнейшем, но сейчас я в недоумении…»
Лилит Саркисян сперва детально коснулась проблемы с профессиональной точки зрения.
«Давайте сначала разберемся со значением слова "мистерия" в названии выставки. Первоначальное, авторское название – очень важно. Журналист, адресовавший в этой связи вопрос министру, представил это слово на армянском языке как "таинство", однако значение этого слова гораздо глубже и шире, именно оно выражает авторский замысел арцахского художника.
Мистерии являются явлением, пришедшим еще из античной, а затем и средневековой театральной культур. Мистерия означает "тайное священнодействие", она связана с ритуалом. Многие современные деятели искусства, желающие придать своим изображениям особый, сакральный смысл, используют слово "мистерия" в переносном смысле.
Если убирать из названия топоним «Нагорный Карабах» (Республика Арцах. – Ред.), остается только "мистерия" и получается что-то неопределенное, расплывчатое. Между тем, полное название – "Мистерии из Нагорного Карабаха" имеет концептуальное значение, в полной мере выражает замысел автора, который представляет сказание о своей Родине, Нагорном Карабахе (Республике Арцах. – Ред.), как священнодействие. Даже если бы вместо Нагорного Карабаха был другой топоним, хоть Париж, он все равно имел бы концептуальное значение».
Говоря о политическом аспекте вопроса, Лилит Саркисян процитировала заявление заместителя генерального директора Музея Востока, который призвал сосредоточиться не на политических вопросах, не на национальной принадлежности художника, а на искусстве, затем отметила:
«Его слово напомнило мне коварную эзоповскую речь политических деятелей, особенно искусных дипломатов, которые обходят острые вопросы и обращают их против собеседника так, что заманивают его в ловушку. Смысл его слов заключался в следующем: за чем вы гоняетесь, вместо того, чтобы освещать выставку?
Однако, к чести бравшего интервью у замдиректора музея журналиста Rusarminfo будет сказано, что он вовсе не попался в российскую ловушку. Уважаемый доктор исторических наук таким образом идет также против своей профессиональной совести».
Л.Саркисян также обратила внимание на то, что куратор выставки Лидия Рославцева сняла с себя ответственность и сослалась на директора музея, сообщив, что накануне открытия выставки директор внес коррективы и убрал из названия «Нагорный Карабах» (Республика Арцах. – Ред.).
«Это грубейшее профессиональное нарушение, ни один директор не имеет права использовать свой административный ресурс и вмешиваться в работу куратора и в произведение автора. Это значит, что куратор выставки не на своем месте, и вообще это яркое выражение авторитарных нравов и просто подлость», – сказала арт-критик, добавив: еще ужаснее при упоминании родного города художника – Степанакерта – самовольное добавление в скобках используемого в Азербайджане наименования «Ханкенди», о чем также свидетельствуют СМИ.
«Это более чем наглядное доказательство того, что имело место политическое вмешательство и редактирование, равносильное уничтожению следов армянского культурного наследия, антиармянскому редактированию истории. Это еще более гнусный и антигуманный поступок также в том смысле, что художника нет в живых, нарушены авторские права на интеллектуальную собственность», – сказала она.
По словам Лилит Саргсян, никто, ни одно официальное лицо не может подтвердить, что со стороны Азербайджана исходило требование убрать из названия выставки топоним Нагорный Карабах (Республика Арцах. – Ред.), а Степанакерт представить как «Ханкенди».
«Хотя факты более чем очевидны, мы никогда не узнаем, как все обстоит, утверждать это не в моей компетенции, было бы хорошо, если бы отреагировали компетентные органы – посол, культурный атташе…» – сказала она.
(Фото - с сайта www.armmuseum.ru).
Эдмонд Петросян родился в 1947 году в Шуши в большой семье архитектора. Преподавал в городской спортивной школе. Псевдоним художника Дикен – тоже наследие футбольной молодости. Писать картины он начал с 1980-х годов.
Работы художника находятся во многих частных коллекциях мира, в основном у представителей армянской диаспоры, а также в ряде музеев России, успешно продаются на аукционах и приобретаются частными коллекционерами в разных странах.
Первая персональная выставка Эдмонда Петросяна прошла в 2014 году в московской галерее «Арт-Наив». Через год — еще одна, «Средь гор», в Музее наивного искусства. В 2017 году — выставка «Душевные смуты» в галерее «Нагорная».
Эдмонд Петросян скончался в 2019 году.
(фото - с сайта www.wpolitics.ru).
Оригинал материала Татевик Манукян на армянском языке – по ссылке.