Вардан Восканян: Есть только один способ избежать войны
Заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ) Вардан Восканян в своем Telegram-канале начал серию под названием «Война и мы».
«В рамках серии я попытаюсь не очень длинными, просто сформулированными и «не дипломатическими» записями затронуть, на мой взгляд, самую важную проблему, стоящую перед нами, как перед государством и нацией – войну и нас», – пояснил профессор ЕГУ и опубликовал первую:
«Война и мы
1 ․ Неизбежность войны
Итак, можно ли избежать войны в таком регионе и с таким врагом, как Азербайджан? Да, можно. Можно, но только в случае фактической сдачи. Но разве таково видение тысячелетней программы армянской государственности? Нет, трижды нет.
Соответственно, есть только один способ избежать войны – не бояться ее и сдаться, тем самым однозначно разрушив мечту наших предков, нашу мечту и мечту наших поколений, а быть готовым к войне в широком смысле.
Может возникнуть вопрос: а почему армяно-азербайджанскую проблему нельзя решить в "техническом" смысле, например, уступкой какой-то территории, согласием на требования Азербайджана и т.п.? Нельзя по очень простой и однозначной причине: у проблемы нет такого "технического" решения, поскольку конфликт касается нашего существования, с очень четко сформулированной другой стороной логикой – "должны быть либо мы, либо они".
Следовательно, для того, чтобы двигаться в правильном направлении, необходимо зафиксировать следующие исходные обстоятельства:
1 ․ проблема армяно-азербайджанского конфликта – экзистенциальная, посему "технического" решения у нее нет,
2 ․ войны можно избежать только в случае безоговорочного принятия вражеского плана "мирного уничтожения" государственности Армении.
3․ или войны можно избежать, не избегая ведения победоносной войны только в условиях полноценной готовности во всех смыслах.
Посему, варианты, мягко говоря, не столь разнообразны, как и в случае со многими странами Ближнего Востока, так что как можно скорее или даже немедленно мы, как нация и государство, первыми должны найти мужество признаться себе "Добро пожаловать в ближневосточную реальность". А вытекающий из этой реальности основной вызов – то есть готовность к неизбежной войне – сделать самой приоритетной государственно-национальной повесткой».