«Фактинфо»: ANIF использует имена иностранцев для сокрытия разного рода темных сделок
Входящие в руководящий состав Фонда государственных интересов Армении (ANIF) иностранные члены безучастны, если не сказать, изолированы от управления доверенными ANIF акциями ЗАО
«Зангезурский медно-молибденовый комбинат» (ЗММК). Об этом пишет «Фактинфо» и поясняет: пожалуй, единолично принимает решения Авинян – единственный армянин в совете.
Материал «Фактинфо» публикуем ниже и без изменений:
Так, Фонд государственных интересов Армении – подведомственная правительству РА организация, основанная в 2019 году с целью содействия росту экспорта и инвестиций в Армении путем предоставления софинансирования в крупномасштабные проекты на начальном этапе их развития.
ANIF управляется советом директоров, только один из трех его членов – армянин, бывший вице-премьер РА Тигран Авинян. Двое остальных – иностранцы: итальянский предприниматель Исидоро Лучиола и французский государственный, политический деятель Доминик де Вильпен.
У ANIF есть также Инвестиционный комитет, 2 из 3 членов которого, включая председателя комитета – иностранцы.
Согласно опубликованной на официальном сайте информации, миссия структуры – выявление, расширение и развитие инвестиционных и бизнес-возможностей Армении. У нас еще будет повод коснуться того, как за эти годы расширились инвестиционные возможности Армении, вернее, чьи возможности на самом деле расширились, а пока стоит лишь отметить, что армянские руководители этой структуры, кажется, держат независимых иностранных членов в информационной блокаде.
На заседании правительства в январе 2022 года было принято решение о том, что ставшие в результате политической коррупции собственностью правительства акции ЗММК будут переданы в доверительное управление ANIF. Согласно информации, размещенной на сайте судебной информационной системы (портал DataLex), у акционера «Занзезурского медно-молибденового комбината» – ООО «Зангезур майнинг» – ряд возбужденных дел против ЗММК.
Более того, агентство «Фактинфо» уже узнало, что суд также отменил решение о снятии запрета на акции ЗММК на основании иска одного из акционеров. Напомним, что в конце сентября 2021 года, за считанные часы, суд снял запрет с акций, которые тут же приобрел Троценко и поспешил подарить часть акций государству. О причинах «дарения» правительство по сей день не представило официальных разъяснений, а договор держится в секрете.
Акционер ЗММК по делу КС/1766/02/21 потребовал провести аудит в ЗММК, а акционер по тому же делу КС/0700/02/21 потребовал предоставить ЗММК информацию и документы.
Учитывая, что ANIF участвует в управлении ЗММК, «ФактИнфо» попыталось получить ответы на целый ряд спорных вопросов от итальянского и французского членов совета директоров ANIF, иностранного председателя Инвестиционного комитета Халеда Хелиуи. Выяснилось, что это сделать не так-то просто. ANIF, будучи государственным органом РА, не действует в рамках законодательства РА.
В частности, грубо нарушив требования статьи 7 закона РА «О свободе информации», ANIF держит в секрете контактные данные иностранных членов Совета директоров. Даже в ответ на наш устный запрос нам не предоставили ни рабочие телефонные номера их офисов, ни адреса электронной почты, хотя в их предоставлении не только не могли отказать по произвольной и необоснованной трактовке, а в соответствии с законом были обязаны опубликовать их на своем сайте.
В ANIF предложили направить им запросы, пообещав передать их адресатам. Между тем, мы так и не дождались ответа от адресатов, из чего можно предположить, что вопросы им так и не передали.
Вот вопросы, на которые мы попросили ответить членов Совета директоров и председателя Инвестиционного комитета:
– Почему ЗММК отказывает акционеру в проведении проверки в компании?
– Обусловлено ли это с личностью запросившего данную информацию акционера (принесенными им исками), обратились ли они и / или инициировали проведение аудита или проверки, ЗММК отказал и Республике Армения в проведении аудита или проверки или Республика Армения имела возможность провести проверку или аудит в ЗММК? Если вы не выступали с таким обращением, то с учетом последних разоблачений (возмещение около 15 млрд драмов ущерба органами управления ЗММК), не видите ли вы такой необходимости? А если вы провели проверку, то какие нарушения были обнаружены?
– ЗММК когда-либо отказывал Вам как представителю акционера или Республике Армения как акционеру в предоставлении любой информации или документа, кроме конфиденциальной информации?
– ЗММК когда-либо отказывал Вам или Республике Армения как акционеру в предоставлении информации или документа, содержащих конфиденциальные сведения, или Вам предоставляется любая информация и документ, даже если они содержат тайну?
– Какие акционеры ЗММК/реальные бенефициары участвуют в управлении компании (например, назначены исполнительным директором, финансовым директором, председателем правления, членом совета, членами правления и т. д.)?
– Кто был назначен или выдвинут Республикой Армения, а затем назначен на должности в органах управления ЗММК, какую компенсацию они получают от ЗММК за участие в органах управления?
– Имеет ли Республика Армения, как акционер ЗММК, какие-либо преимущества перед другими акционерами, например, право или возможность непосредственно влиять на управление или решения, в отличие других акционеров (например, право на решающий голос или право вето)? Как вы используете это преимущество?
В письменном запросе мы указали, что есть и гражданские дела, по которым ООО «Зангезур Майнинг» требует признать продажу или дарение акций ЗММК недействительными, равно как и требует передачи этих акций ООО «Зангезур Майнинг» по преимущественному праву. Здесь тоже возникают вопросы, в ответ на которые мы просили получить следующие сведения:
1. Изучали ли вы законность процесса передачи управляемых акций в собственность Республики Армения и затем в управление ANIF или хотя бы требовали от кого-либо разъяснений по этому поводу?
2. Почему вы приняли акции ЗММК в доверительное управление, если по ним есть спор? Нет ли здесь конфликта между Вашей политикой, внутренними актами, включая этические стандарты или стандарты корпоративного управления, включая Ваши личные убеждения как известного специалиста? Считаете ли Вы, что суд не вынесет решения, по которому перешедшие к РА акции могут быть возвращены ЗММК или переданы другому акционеру? Если да, то возникает вопрос, основан ли подход на уверенности в том, что правительство не позволит суду вынести решение против правительства?
3. Каков процент полученных от акций ЗММК средств в предоставленных Вами для инвестиций средствах и общая стоимость? Как вы собираетесь управлять инвестициями, если будете вынуждены возвращать акции или средства, которые вы получили, управляя правами на эти акции?
4. Возможно ли эффективно управлять компанией, в которой существует спор между акционером и компанией и другими акционерами? Удается ли обеспечить равенство между акционерами в таких условиях, или вы вовлечены в «корпоративную войну» и сражаетесь на определенном фронте?
Соответствует ли это политике и целям Вашей организации?
Кроме того, мы попросили членов Совета директоров, председателя Инвестиционного комитета и иностранного члена ответить: участвовали ли они лично в принятии решения по акциям ЗММК, например, голосовали ли они за принятие в управление имущества-предмета спора? Если не участвовали, то с учетом доступной публичной информации, приняли ли меры по проверке добропорядочности процесса, или для них не существенны возможные коррупционные процессы в компании, которой они управляют?
В ответ на 4 отправленных запроса от ANIF пришло некое письмо без подписи:
«В ответ на Ваши запросы относительно ЗММК, сообщаем, что ANIF как управляющий акциями миноритарного акционера (как и всякий управляющий акциями миноритарного акционера) не участвует в большинстве задач повседневного управления компанией, в данном случае – ЗММК.
Большая часть ваших вопросов, полагаем, направлена компании. Отношения акционеров регулируются в установленном соответствующим законодательством РА порядке. В ответ на направленные Вами вопросы по этой части можем сообщить, что все вопросы, в том числе открытость информации, регулируются в рамках закона».
У нас есть все основания полагать, что запросы не дошли до адресата, руководство решило подвергнуть цензуре официальные письма, направленные иностранным члена Инвестиционного комитета, не подпуская их к ознакомлению с деталями политической коррупционной сделки. Более того, противоправность действий поняли и в ANIF, поэтому никто не взял на себя бремя и не стал подписываться под этим, отправив в редакцию письмо без подписи.
Фактически, ANIF использует имена иностранцев для сокрытия разного рода темных сделок».
Смежные статьи
- Радио «Азатутюн»: Правительство не уточняет, как стало владельцем 15% Зангезурского медно-молибденового комбината
- Налоговое обязательство в 15 млрд драмов было погашено из личных средств экс-гендиректора «Зангезурского медно-молибденового комбината»
- СМИ и общественная организация через суд требуют у правительства обнародовать договор дарения акций Зангезурского медно-молибденового комбината
- У правительства Армении будет представитель в совете директоров Зангезурского медно-молибденового комбината
- Правительство отказывается предоставлять данные о сделке по Зангезурскому медно-молибденовому комбинату
- У Зангезурского медно-молибденового комбината совета директоров нет – Ваге Акопян