«Голос Армении»: Другое дело – дорога, которая после ноября 2023 года будет единственной транспортной коммуникацией Арцаха с Арменией
Газета «Голос Армении» пишет: «Вопросы, связанные с Бердзором, Ахавно, начиная с 9 ноября мы обсуждали с коллегами из Арцаха, заявил журналистам секретарь Совбеза РА Армен Григорян, передает News.am.
«Власти Арцаха ведут работу в этом направлении. Об этом в том числе и публично говорилось. У нас еще есть время. Для поиска решений и по части дороги и по части населения у нас есть еще примерно полтора года. Будем работать с правительством Арцаха и найдем решения», заявил Григорян.
Но невозможно умолчать: что касается решения вопроса переселения людей из упомянутых (и не только) населенных пунктов – отдельный вопрос. Другое дело – дорога. Та дорога, которая после ноября 2023-го будет единственной транспортной коммуникацией Арцаха с Арменией.
На сегодняшний день известно, что буквально в стахановском темпе, опережая график и перевыполняя планы, Азербайджан построил свою часть этой дороги. Тут зафиксируем, что именно означает график или план в данном случае. Так вот, согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года, а точнее, согласно шестому пункту этого заявления, «…По согласованию Сторон в ближайшие три года будет определён план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Нагорным Карабахом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута". И вот сегодня, Азербайджан вдвое ускорил этот процесс, уже построив свою часть того, что должен был сделать до ноября 2023-го. Причем, обязательно согласовав с другими сторонами – Ереваном и Москвой. Тем временем Никол Пашинян сообщает (во время последней пресс-конференции), что у армянской стороны пока нет даже готового проекта строительства своего участка этой дороги. И вот на этом фоне Армен Григорян утверждает, дескать, у нас еще есть время, подразумевая именно дедлайн, оговоренный в трехстороннем заявлении. Дескать, спешить нам некуда, еще успеем. По сути, Баку спешит, а Ереван откровенно медлит. Баку старается стремительно предпринять очередной шаг по изоляции Арцаха, Ереван еще раскачивается, чтоб этому воспрепятствовать.
Можно было бы не слишком драматизировать ситуацию если бы не два обстоятельства. Первое: есть ли стопроцентная уверенность у Еревана и Арцаха в том, что передислокация российских миротворцев не произойдет до того, как армянская сторона свою часть дороги построит? Признаться, ее нет. Азербайджан, построив свой участок, фактически уже подготовил новое место дислокации российских миротворцев. Единственное, что может удержать российскую сторону на своем нынешнем месте, так это неукоснительное соблюдение трехстороннего заявления. Говорить о том, что прошедшие полтора года показали безупречность действий российской стороны в деле четкого соблюдения требований трехстороннего заявления, увы, не приходится. Пример Паруха – лучшее подтверждение тому, что российская сторона все же склонна к компромиссам в вопросе абсолютного соответствия своих действий требованиям упомянутого заявления.
Второе обстоятельство, и пожалуй, самое ключевое, заключается в стиле поведения армянской стороны в аналогичных ситуациях. Тут нельзя не вспомнить историю с дорогой межгосударственного, стратегического значения Горис-Капан, 20-километровый участок которой Никол Пашинян по устной договоренности просто подарил Ильхаму Алиеву. Напомню, пока азербайджанская сторона активно обживала этот свой подарок, расставляя там полицейские посты, таможенный пункт, бензоколонку, ограничивая и вовсе закрывая передвижение здесь армянских и иранских машин, Ереван якобы строил альтернативную, объездную дорогу. Целый год якобы строил.
По идее, в силу форс-мажорных обстоятельств (фактически закрылась единственная дорога для многих населенных пунктов Сюникской области, единственная нормальная наземная транспортная коммуникация Армении с Ираном) строительство альтернативного маршрута должно было вестись буквально в авральном режиме и завершиться в считанные недели. А тут даже за год ничего не было сделано. Так армянское правительство проявляло заботу о стратегических интересах страны, о жителях Сюника, об армяно-иранском стратегическом партнерстве.
Вопрос: если правительство Пашиняна откровенно забило на сюникцев и армяно-иранскую коммуникацию, с чего это вдруг оно поведет себя иначе в вопросе коммуникации Армении и Арцаха? Вопрос, разумеется, риторический. Тем не менее, Армен Григорян по сути на него дает ответ: и на эту дорогу армянское правительство забило, раз уж вообще не спешит ее строить. Возможно, забило не специально, хотя вероятность этого не слишком велика. Но по большому счету это и не столь важно. Важен возможный плачевный результат – колоссальные проблемы в вопросе транспортной связи между Арцахом и Арменией в самом обозримом будущем. Секретарь Совбеза Армении, Никол Пашинян, по сути, анонсировали именно эту перспективу».