И что за родившаяся из 4-й встречи турка Сердара Кылыча и Рубена Рубиняна «третья страна»?
Вокруг заглавия побеседовали основатель аналитического центра «Энакет», депутат Национального Собрания Армении от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян и редактор Panorama.am Анаит Восканян.
Panorama.am: – Г-н Абрамян, два вопроса.
Властная машина, довольно искренне, поскольку не брезгует собственной сущностью, как брезгует ею общество, преподнесла еще один «дипломатический прогресс» с Турцией, от которого, кстати, только она сама и получает удовольствие, поскольку, например, на странице Эдмона Марукяна в соцсети новость собрала 15 лайков и 2 сердечка...
Так или иначе, суть новости:
«1 июля в Вене состоялась четвертая встреча специальных представителей по процессу нормализации отношений между Арменией и Турцией, вице-спикера Национального Собрания Армении Рубена Рубиняна и посла Сердара Кылыча. Стороны договорились в кратчайшие сроки обеспечить возможность пересечения армяно-турецкой сухопутной границы для граждан третьих стран, посещающих соответственно Армению и Турцию, и решили начать необходимые процессы в этом направлении…»
Это не единственное обязательство, которое они взялись обеспечить в кратчайшие сроки, но сейчас мой вопрос касается третьей страны.
Хоть Грузия и Иран и граничат с Турцией, у них вовсе нет нужды добираться в Армению через Турцию. Какая из стран хочет попасть в Армению через Турцию: Ирак, Сирия, быть может, Турция переживает за Болгарию и Грецию? Курьез.
Кто остался, о чьем пресечении своих границ через территорию Армении мечтает Турция? Азербайджан. Азербайджан, который из-за недозрелой политики властей РА или с умной дозволенности во многих местах пересек государственную границу РА, продвинулся и углубился на территорию Республики Армения, теперь остается совсем ничего. А последнее обеспечивает именно Рубинян – передвижение нарушителя границы, врага Азербайджана через нашу страну – в братскую для него Турцию. Все равно – для кого братскую, для Азербайджана или для рубинянцев.
Я, как гражданка Республики Армения, вижу ситуацию так, г-ин Абрамян.
Что скажете вы, с вашей профессиональной и здраво рассуждающей позиции?
Тигран Абрамян: – В любом случае, в связи с пересечением армяно-турецкой сухопутной границы для граждан третьих стран, для нас особая ситуация – с Азербайджаном. Политика Турции и Азербайджана, как внешняя, так и оборонная, пропагандистская и в других вопросах, давно в институциональном плане скоординирована и сопряжена, и в данном случае не исключено, что главная задача Турции – подразумевание под этой третьей страной Азербайджана, а также реализация азербайджанских грузоперевозок. Естественно, это не может не быть связано и с дорогой, проходящей через Армению, которую считают коридором Турция-Азербайджан.
Власти Армении демонстрируют, что до сих пор обороняются, а Иран вообще рассматривает этот коридор как идею, противоречащую его национальным интересам.
В любом случае, азербайджанский фактор здесь заметен, не исключено, что власти Армении этим оказывают определенную … скажем так, услугу и Азербайджану, показывая свою готовность в деле урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном.
Panorama.am – Мой следующий вопрос по поводу «граждан третьих стран». Сжатые сроки, как сообщает МИД, а СНБ уже может уйти в полноценный отпуск и прекращать поимку по мелочам, за сообщение по телефону и за несколько тысяч «гостайны» ( что я так и не поняла – как она доступна простым гражданам или рядовым военным).
(Кстати, тут напомню о запросе Panorama.am в Службу национальной безопасности, когда азербайджанец и азербайджанка опубликовали в Facebook видео, мол, «Мы в Ереване, что хотим, то и делаем…» Мы ответа так и не получили, да и их не поймали как диверсантов ... Потом началась Война, с хорошо информированным врагом ).
В том случае, когда всего лишь несколько дней назад Пашинян заявил, что с Азербайджаном возможна война, мой вопрос: кому нужно обеспечить проезд через Армению для «третьей» страны?
Тигран Абрамян: – Очевидно, что турецко-азербайджанское давление будет усиливаться, особенно по той причине, что власти Армении своими ресурсами обеспечивают не обеспечения жизнеспособности Армении или повышения уровня обороны, эффективных переговоров на внешнеполитическом фронте, а лишь вопросы сохранения власти, и очевидно, что в данном случае для властей Армении важно не противостоять Азербайджану на внешнем фронте, а как можно дольше оставаться у власти.
Ожидать от власти, которая заявляет, что «видит будущее Арцаха в составе Азербайджана», что в этом сотрудничестве азербайджанские интересы не обслуживаются… будет просто нелогично.
Касательно дороги. В последнее время Турция и Азербайджан делают заявления о коридоре и достижении его любой ценой, говорят также о силовом факторе и роли этого коридора в регионе. Это, по сути, полностью угроза – если идея коридора не будет принята Арменией, то они добьются этого коридора путем применения силы.
С этой точки зрения, считаю, что Армения сделала шаг навстречу, чтобы показать свою определенную готовность и в какой-то степени смягчить заявления из Азербайджана относительно «коридорной логики».