Экономист Карлен Хачатрян: Ограничение наличных не сократит тени, а станет дополнительной головной болью
Экономист Карлен Хачатрян пишет:
«Ограничение наличных не сократит тени, а станет дополнительной головной болью.
Уже 15 дней, как вступил в силу закон Республики Армения "О безналичных операциях", который обязывает осуществлять безналичным путем сделки на сумму свыше 300 000 драмов, а в случае отдельных сделок установлены меньшие пороги. Например, ломбарды должны выдавать превышающую 80 000 драмов РА кредит в безналичном порядке, плата за любую услугу в сфере здравоохранения должна взиматься в безналичном порядке, плата за консультационные, адвокатские, нотариальные услуги также должна быть безналичной, независимо от их размера.
В стране, где у значительной части общества просто нет банковского счета, а большое количество держателей банковских карт используют их раз в месяц, чтобы обналичить все средства с карты через банкомат в день получения зарплаты или пенсии, подобное ограничение не может быть жизнеспособным.
Кстати, на данный момент около 30% пенсионеров получают пенсию наличными. Такое обязательство станет просто головной болью для большей части населения, не владеющего инструментами безналичного платежа.
Вместо этого посредством различных программ можно было стимулировать использование банковских карт, предпринять шаги по повышению уровня финансовой грамотности населения и более активному использованию безналичных форм расчета.
Причем это принуждение – головная боль не только для населения, но и хозсубъектов, и проблема вовсе не в сокращении объемов теневых сделок, как утверждают компетентные органы. Может кто-нибудь членораздельно объяснить, как это ограничение будет способствовать сокращению тени? НИКАК.
Вместо этого у нас следующая картина: в РА зарегистрировано около 66 000 контрольно-кассовых аппаратов, из которых у примерно 50 000 возможность безналичного расчета еще не активизирована. А активизация данной возможности подразумевает дополнительное финансовое бремя для предпринимателя, – по меньшей мре, 4 800 драмов в месяц. По самым скромным подсчетам, бизнес ежемесячно будет платить банкам около 1 млн. долларов как комиссию.
Кстати, ограничений на наличные деньги нет даже в странах с гораздо более развитой банковской системой, финансовой и технологической грамотностью, таких как Великобритания, Германия, Финляндия, Дания, Нидерланды, Швеция и множестве других развитых государствах.
А в тех странах, где, тем не менее, применяют определенные ограничения, пороги несравнимо высоки, например, в Чехии – 14 000 евро, в Болгарии и Словакии – 5 000 евро и т. д..
Возникает объективный вопрос: смысл казаться большим католиком, чем Папа Римский – создавать ненужные трудности в экономике или обогащать банки за счет граждан или бизнеса?»