Ашот Памбухчян: Наркоз не так страшен, как кажется
Согласно подсчетам, основанным на данных из 56 стран-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире ежегодно около 230 млн больших хирургических вмешательств проводится под анестезией.
Сейчас в международной клинической практике применяется свыше 100 анестетиков. Это дает возможность выбрать более эффективный и безопасный метод анестезии в связи с характером осуществляемого вмешательства, продолжительностью, а также личными особенностями пациента.
Обязательное условие анестезии может быть для многих более пугающим, нежели сама операция. Как и в случае любой обычной медицинской процедуры, об анестезии существуют мифы и реальные факты.
В современном мире используются разные формы и виды «обезболивающих», они совершенствуются на протяжении десятилетий, стремясь стать более безопасными и безвредными для пациентов.
О видах, последствиях анестезии и страхах вокруг этого корреспондент Panorama.am побеседовал с заведующим отделением реанимации и интенсивной терапии университетской больницы «Микаелян» Ашотом Памбухчяном.
– Какие виды анестезии существуют? Чем отличаются друг от друга и как принимают решение о необходимости применения того или иного вида?
– Существует понятие «общий наркоз», регионарный, в который входят спинальная и эпидуральная анестезия, и блокирование периферического нерва. Операции на органы, находящиеся в нижней части живота и ниже этой части возможно проводить при помощи одного из видов регионарной анестезии. В случае с верхними и нижними конечностями возможно применять вариант общего наркоза. Вид обезболивания выбирается не только на основании характера операции, но и оценки общего состояния пациента и сопутствующих заболеваний, осложнений и противопоказаний. К примеру, пациенту с тяжелым хроническим заболеванием легких предпочтительно сделать регионарный, а не общий наркоз.
– Часто люди жалуются, что после наркоза бывают проблемы с памятью, жалуются также на мышление, головную боль, рассеянное внимание. Насколько объективными являются эти симптомы и чем они обусловлены? И в целом понятие «наркоз» вызывает у людей фобии, обоснованы ли эти страхи или нет?
– Используемые в настоящее время в случае с общим наркозом препараты не имеют прямой связи с указанными постоперационными симптомами, не могу сказать, что это миф, поскольку каждый организм индивидуален, возможно, в отдельных случаях есть пациенты с такими симптомами. По крайней мере, как литература, так и практика подсказывают, что на потерю памяти и проблемы с умственными способностями жалуются люди, которые до анестезии уже имели другие проблемы со здоровьем или предрасположенность. В случае с головной болью могу отметить, что это возможно после спинальной анестезии, длительность которой составляет 3 дня и может с легкостью пройти благодаря приему большого количества жидкости, кофеина или обезболиванию.
Как говорится, наркоз не так страшен, как кажется, но стоит отметить, что профессия анестезиолог-реаниматолог – это одна специальность, поскольку анестезия или наркоз – это «лишение чувствительности», после чего следует провести реанимацию. Поскольку во время наркоза пациента лишают все жизненно-важных функций: сознания, дыхания, рефлексов, после чего нужно провести их восстановление, следовательно – реанимацию.
В своё время один известный анестезиолог сказал, что общий наркоз схож с полетом на самолете, начало обезболивания – это полет, поддержание анестезии – ход полета, а приземление – пробуждение от наркоза. Поняв, что, как и полет самолета и его безопасность связаны с высшим пилотажем, так и безопасность наркоза зависит от наркозного аппарата и навыками анестезиолога.
– Следующий вопрос касательно сказанного вами: действительно ли безопасность наркоза зависит только от препаратов и аппаратов, или также от навыков врача, его опыта? В чем секрет хорошего наркоза?
– Все препараты, существующие для общего наркоза, хорошие, иными словами имеют меньше побочных эффектов и почти не оставляют никаких последствий на организм. Да, качество наркоза сейчас хорошее.
– Что вы можете сказать о «плохом наркозе»? К каким последствиям он может привести?
– Ход и исход анестезии не сильно зависят от хорошей или плохой работы анестезиолога, дозы препарата, а в основном обусловлены состоянием здоровья пациента, сопутствующими заболеваниями и текущими осложнениями. Конечно, как во всем мире, так и в Армении могут возникнуть осложнения из-за наркоза, к сожалению, вплоть до смерти. Согласно мировой статистике, смерть может наступить в 1 из 10000 случаев. Основной из них является злокачественная гипертермия, когда в силу индивидуальных особенностей организма возникает непереносимость обезболивающих препаратов, что, слава богу, редкое явление.
– Врач, скажите, сложнее ввести в наркоз или разбудить пациента после? Может всё это индивидуально? Какие проблемы могут возникнуть? Можете вспомнить примеры из своей практики.
– Нет разницы по части введения в наркоз или пробуждения, а проблема, по сути, одна: аллергические реакции и анафилактический шок. В моей практике были анестезии со сложностями, которые, к счастью, имели благополучный исход.
Слышали этот анекдот, когда пациент спрашивает анестезиолога: правда, что общая анестезия отнимает у пациента несколько лет жизни и передаёт их анестезиологу, а анестезиолог отвечает – «Я уже почти 140 лет работаю анестезиологом, но такую чушь впервые слышу».