«Новая» Британия, «арцахец» Рубен Варданян и «старый» Азербайджан – в интервью с Анжелой Элибеговой
После смерти королевы Елизаветы II монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии стал уже бывший принц Уэльский Чарльз, взявший имя Карл III.
Корреспондент Panorama.am направил эксперту по геополитике Южного Кавказа Анжеле Элибеговой несколько вопросов об отношениях между Азербайджаном и Британией и развитиях вокруг Арцаха.
– Как повлияет провозглашение нового короля Великобритании на отношения Лондона и Баку – с точки зрения наличия британских нефтегазовых проектов в Азербайджане?
– В опубликованных в британской прессе и проводящими расследования международными организациями статьях много лет назад уже были раскрыты тесные дружеские связи финансовой и политической элиты Азербайджана как уже с королем Чарльзом, так и с принцем Эндрю. У них достаточно серьезные финансовые связи с азербайджанскими элитами.
Принц Эндрю также очень часто с удовольствием гостит в Баку. Об этом очень подробно писала международная пресса. В Лондоне азербайджанский капитал, у детей олигархов, у семьи азербайджанского президента Ильхама Алиева крупные финансово-экономические бизнес-проекты там, в том числе достаточно дорогая недвижимость – квартиры, дома, о чем также часто пишется в британской прессе. То есть финансово-экономические связи между британской и азербайджанской элитами – довольно крепкие.
– Как повлиял экономический интерес Британии на позицию этого государства в контексте арцахской проблемы?
– Что касается отношений между Британией и Азербайджаном, с точки зрения интересов британских нефтегазовых проектов, то должна сказать, что они определенно влияют на интересы Лондона в регионе. С 1994 года British Petroleum вышла на азербайджанский рынок, и благодаря подписанию Контракта века консорциум во главе с British Petroleum получил большие возможности с точки зрения завоевания серьезных позиций в азербайджанском нефтегазовом секторе, в ближайшее десятилетие у BP нет планов уходить оттуда.
Вложенные компанией BP в нефтегазовый сектор Азербайджана инвестиции в размере 100 млрд долларов обуславливают еще и тот факт, что они достаточно серьезно следили, чтобы азербайджанские нефте- и газопроводы не были повреждены во время войн, чтобы нефтегазовому сектору Азербайджана во время боевых действий не был нанесен ущерб. Европейские структуры, особенно Великобритания, внимательно следили за тем, чтобы война не навредила их экономическим интересам.
– В контексте развитий вокруг Арцаха попросил бы также коснуться неожиданного решения уже бывшего гражданина РФ Рубена Варданяна переехать в Арцах.
– Что касается переезда Рубена Варданяна в Арцах, то должна сказать, что для меня примечательным здесь было его заявление о путях сосуществования и диалога с азербайджанским обществом. Я думаю, что в контексте таких мыслей или планов следует быть довольно осторожными, поскольку все мы знаем, что армянофобия как государственная политика в Азербайджане после войны не только не прекратилась, а, наоборот, только усилилась. Враг продолжает готовиться к войне, воспитывать свои поколения в атмосфере ненависти к армянам.
В этом смысле для нас очень опасно это: если у нас постоянно пропагандируют мирное сосуществование, в то время, как враг продолжает готовиться к агрессии и нападению, то это может притупить нашу бдительность и создать далекие от реальности иллюзии. Поэтому не считаю реалистичными любые попытки диалога и мирного сосуществования – без очень серьезного процесса денацификации внутри Азербайджана.
Беседовал А.Варданян
Оригинал материала на армянском языке – по ссылке.