«Голос Армении»: Какова новая цена «доброй воли» Азербайджана?
Газета «Голос Армении» пишет:
«Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар приветствовал возвращение армянских военнопленных. «Приветствуем сообщения об освобождении Азербайджаном пятерых армянских заключенных после встречи лидеров в Брюсселе 31 августа. Важный гуманитарный жест, примечательно также, что передача прошла без посредников», - написал он в своем микроблоге в Twitter, передает Aysor.am.
Но невозможно умолчать: как же без посредников, если и сам Клаар, и председатель Европейского Совета Шарль Мишель, тоже приветствовавший освобождение армянских пленных, особо подчеркивают тот факт, что это стало результатом встречи в Брюсселе? Встречи, заметим, трехсторонней, с участием Мишеля. Да, была и встреча Пашинян-Алиев. Но организовал ее Мишель, который, соответственно, заслуживает статуса посредника. Иными словами, здесь просто налицо посредничество Брюсселя.
Другое дело, что под формулировкой «без посредников» имеется в виду исключительно посредничество Москвы. Его (российского посредничества) в данном случае действительно не было. Европейцев этот факт особо радует, что вполне естественно.
Впрочем, это так, как говорится, к слову. Гораздо важнее здесь другое. Вот Тойво Клаар называет передачу военнопленных Азербайджаном Армении гуманитарным жестом. Опыт показывает, что Баку таких жестов безвозмездно, то есть даром, не делает. Как тут не вспомнить прошлогодние откровения Алиева?
Весной прошлого года, общаясь с прибывшими с визитом в Азербайджан президентом Турции Эрдоганом и его женой, Алиев сетовал на то, что без армянских карт минных полей Карабаха процесс разминирования региона может растянуться на 10 лет. "Если мы получим карты всех заминированных территорий, то это даст нам большое преимущество, так как иначе эта работа продлится, возможно, десять лет. Потому что все заминировано", - сообщил он президенту Турции. На вопрос жены Эрдогана "есть ли еще заключенные (пленные – А.М.)?" Алиев ответил: "Есть, есть. По чуть-чуть, по чуть-чуть. Работаем. Дай бог».
Так Баку «по чуть-чуть» и возвращал армянских военнопленных, в обмен на карты минных полей. Армянская сторона отрицала обменный характер этой сделки, называя предоставление Азербайджану карт «проявлением доброй воли». Однако на каком-то этапе процесс остановился. То ли все карты Ереван отдал, то ли Алиев потерял к ним интерес, но Баку перестал возвращать армянских военнопленных. Теперь он вновь «по чуть-чуть» начал делать «жесты».
И в этой ситуации напрашивается один единственный вопрос: какова новая цена «доброй воли» Азербайджана? Раньше Ереван расплачивался картами минных полей. Чем же будем расплачиваться сейчас?
Можно предположить, что ответный жест состоит в согласии Еревана на заключение мирного договора на условиях Баку. Однако, пока это только предположения. Очевидно же то, что армянской стороне придется что-то предложить взамен алиевского жеста. И от Еревана этого теперь будут ожидать не только в Баку, но и в Брюсселе.
Кстати, о Брюсселе. Интересно, осознают ли европейцы, что приветствуя шаг Азербайджана, называя его жестом, они фактически легитимизируют содержание в плену граждан Армении? Ведь сам факт наличия десятков пленных спустя почти 2 года после завершения военных действий, по идее, должен был вызывать гнев и осуждение европейцев…»