Ваге Оганнисян: В Армении победит либо государственное мышление, либо Алиев
Эксперт Группы альтернативные проекты Ваге Оганнисян в своей статье пишет:
«Когда действующий лидер страны заявляет, что его переговорная концепция провалилась, а оружие в страну поставлять он не в состоянии, это значит, что мы зависим от решений Алиева. Это значит, что мы –государство, которое не знает, что ему делать. Такая ситуация резко повышает риск новой войны, новой катастрофы.
Решение: стране нужны перемены
Что же делать? Если оставить в стороне инфантильные варианты “сдаваться на четвереньках” или сражаясь умереть до последнего армянина, то с точки зрения рационального государственного мышления нам остается одно: пойти на видимые и как можно плавные перемены внутри страны. Это означает принятие новой переговорной концепции, а значит – нового переговорщика, что позволит значительно ослабить перспективу новой войны.
Варианты достижения перемен
1. Перемены с участием действующего парламентского большинства.
В результате общественного давления и политических консультаций парламентское большинство формирует новое правительство. Это дает возможность начать работы в новых форматах с привлечением здоровых общественных сил для проработки новой переговорной концепции, а также интенсификации отношений с РФ, Ираном и западом на основе доверия, что придаст новый импульс переговорному процессу.
2. Перемены под сильным давлением улицы: путем хорошо организованного уличного давления заставить парламентское большинство принять нового кандидата в премьеры.
3. Перемены из-за неконтролируемой улицы, хаоса в стране. В результате этого какая-нибудь случайность может захватить власть в стране.
Принимая в расчет скудность времени, супернапряженную международную обстановку и оперативную обстановку вокруг нас, самым приемлемым вариантом является первый. Для этого нужна детальная организационная и неэгоцентричная работа, включающая обязательные компоненты предоставления гарантий и рабочих коммуникаций.
Наихудшим является третий вариант, который не обещает ничего хорошего. Второй же является единственно рациональным, если не удастся воплотить в жизнь первый вариант.
Что за новая концепция?
Она должна включать приверженность Армении к уже подписанным документам и заверение – достичь решения всех сложных вопросов, а также реализации уже подписанных документов исключительно мирным путем. Она должна исключить какие-либо авантюрные шаги перед системой безопасности, в которой Армения находится – это отношения с РФ и ОДКБ. Армения должна суметь сделать свою позицию ясной и приемлемой на западе – принимая в расчет действующую обстановку на объективной почве.
В сегодняшнем предельно забаррикадированном мире для Армении смертельно опасно оказаться в точке конфликта интересов супердержав. Мы должны поступать ровно наоборот: наша ситуация такова, что мы должны решать серьёзную задачу - быть понятыми всеми сторонами.
Мы должны достичь того, чтобы запад с пониманием относился к тому, что мы находимся в другой системе безопасности и к нашему стремлению - углубить отношения с Ираном, ровно как и чтобы РФ относилась с пониманием к нашим отношениям с западом, хотя бы потому, что половина нашего народа проживает там.
Это непростая задача, но вполне выполнимая, особенно учитывая, что мы так и поступали в течение 27 лет с переменной удачей.
Довольно многое нужно сделать, но перед этим мы должны четко понять выбор, перед которым стоим: победит либо государственное мышление, либо Алиев».