Роберт Кочарян: В Иране на всех уровнях были сделаны довольно серьезные заявления
«Мы уже потеряли два года. Если и сейчас не сделаем, потом опять будем говорить – ситуация плохая, и через год будем спрашивать – а есть ли время. Это тот шаг, который все равно надо сделать. Никогда не будет мира без боеспособной армии», – заявил на встрече с журналистами второй президент Армении Роберт Кочарян, отвечая на вопрос, возможно ли через Иран выиграть время на то, чтобы Армения восстановила боеспособность армии.
Он отметил, что это элементарная азбука, его удивляет, что даже занимающимся политикой людям приходится объяснять это.
«Вы видите другую страну, кроме Ирана, которая готова? Никогда не вел переговоры с иранцами, но знаю, владею подобной информацией, что подобное предложение и подобные переговоры были. В Иране на всех уровнях были сделаны довольно серьезные заявления, начиная их духовным лидером, президентом и высокопоставленных военных. Они будто говорят нам, давайте вести переговоры, чем мы можем помочь вам в этом вопросе.
Невозможно не слышать и не понимать это. Почему это не было сделано год или два года назад? Это следовало бы сделать в январе-феврале 2021 года, или хотя бы весной.
У нас было время. Тогда нужно сейчас что-то делать, чтобы спустя два года не говорить, мол, есть ли у нас время?», – сказал Р. Кочарян.
На вопрос, видит ли он Армению в Союзном государстве с Россией, второй президент РА ответил: «Когда я предлагаю привлечь Иран в новую архитектуру нашей безопасности, это значит, что следует оценить ситуацию и предложить такие решение, которые бы нейтрализовали возникшую проблему.
Не считаю, что сейчас дал повод думать, что я предлагаю присоединиться к Союзному государству. Год назад мой ответ также был неопределенным, поскольку я полагаю, что необходимо обсудить все компоненты. Не исключать в данном случае ничего, если это решит проблему с безопасностью.
На данный момент, полагаю, это было бы неправильно».
Он отметил, что его предложение в сфере обороны заключается не во внесении изменений, а, чтобы компенсировать пробел, образовавшийся в нашей системе из-за ситуации.
«Моё предложение заключается не в смене системы на другую, а дополнении это системы.
Если РФ стеснена отношениями с Азербайджаном, значит необходимо привлечь ещё одну страну, у которой нет таких стеснений, тем более, что эта страна является дружественной России страной. Особенно сейчас эти отношения активно развиваются. Это требует определенной решительности.
Когда мы строили газопровод Армения-Иран, реализовать это решение было непросто. В России со стороны “Газпрома” была ревность, но тогда мы убедили их, что это должно стать важнейшим фактором нашей энергетической безопасности. Вопрос был и с США, но нам удалось их убедить не мешать, потому что это не противоречит и их интересам. Нам удалось это сделать.
Поясню ещё раз: так называемый коридор не создает проблем ни для США, ни для Франции, ни для Египта, ни России, самая большая проблема для нас и Ирана.
Мы никогда не должны противопоставляться интересам России, наоборот, должны их сочетать», – отметил второй президент РА.
По словам Р. Кочаряна, не получится ввести сюда войско страны-члена НАТО, имея при этом российскую базу и выстраивая отношения с Ираном, поскольку это может стать источником излишней напряженности: «Мы должны вести вдумчивую дипломатическую работу с этими государствами. Где-то убедить приложить совместные усилия, где-то убедить, продемонстрировать, что это не противоречит их интересам и предпринимаемые шаги не имеют альтернативы, не мешают их интересам».
По его словам, следует вести работу также с США.