Степан Даниелян: За заявлениями Алиева не последовало опровержения со стороны Армении
После встреч в Праге Ильхам Алиев по телевидению своей страны заявил, что ни у Армении, ни у ЕС нет вопросов относительно предложенного Азербайджаном «пяти фундаментальных принципов» мирного договора. Корреспондент Panorama.am поинтересовался у политолога Степана Даниеляна, на его взгляд, означает ли данное заявление Алиева, что они однозначно приняты Арменией.
С.Даниелян: За заявлениями Алиева не последовало опровержения со стороны Армении, из чего можно предположить, что он говорит то, что принял Никол Пашинян. Теперь Пашинян может выступить, сказать, что мы признали границы 1991 года, вопрос Арцаха – это вопрос самоопределения, он не имеет ничего общего с границами и т.д.. Это будет его интерпретация, другая интерпретация – у Алиева. В Арцахе же дислоцированы российские войска. Это уже в плоскости российской политики. А Россия должна решить: если она выводит свои войска из Арцаха, то теряет свое влияние на всем Южном Кавказе, а затем и в Средней Азии, на Северном Кавказе и так далее.
Другими словами, Никол Пашинян умывает руки, оставляет все на Россию, Россия должна решить, какую политику ей проводить.
Panorama.am: Означает ли заявление Алиева, что переговоры будут только вокруг 5 пунктов, и что будет с переговорными пунктами, опубликованными армянской стороной?
С. Даниелян: Они огласили еще и дополнительный 6-й пункт, он письменный, касается толкования тех 5-ти пунктов. Армянская сторона говорит, что вопрос Арцаха – это вопрос самоопределения, а не территориальный вопрос, а другой пункт касается дороги: является ли она коридором или будет регулироваться армянскими законами, на что Азербайджан не соглашается.
Насколько я понимаю, Азербайджан поставил вопрос Сюника. Сейчас я не могу сказать, какие шаги предпримет там армянская сторона.
Могу сказать одно: идет большая геополитическая конкуренция между Западом и Россией. Есть проблема этой конкуренции и позиции Ирана. Для Ирана это вопрос существования. Я не могу сказать, какие шаги готовы предпринять на данный момент Россия и Иран, у них тоже нет ответа, но мы должны рассматривать все это в международном контексте. Неслучайно все это было заключено с участием Евросоюза и Макрона, то есть это очень важный момент, на который мы должны обратить внимание.
Panorama.am: В чем, на Ваш взгляд, причина спешки Алиева – подписать мирный договор до конца года?
С. Даниелян: На мой взгляд, у Алиева очень серьезные опасения, потому что у него есть определенные обязательства в контексте развязывания войны 2020 года. Не будем забывать, что в войне прямо и косвенно участвовали Турция, Пакистан, Израиль, Британия, и было очень демонстративное безразличное отношение со стороны США. Поведение России же было неоднозначным. В этом контексте я считаю, что у Алиева есть определенные обязательства перед этими силами. У меня есть предположения, что эти силы готовят азербайджано-иранскую войну. Почему? Потому, что ядерную сделку, по заявлению Блинкена, можно назвать провальной, но, с другой стороны, и они, и премьер-министр Великобритании заявляют, что любыми вариантами не позволят Ирану иметь ядерную программу. Возникает вопрос, что это за варианты? Это могло быть прямое военное столкновение, и не случайно появление в Азербайджане министра обороны Израиля и слова из Израиля, что Азербайджан для них красная линия. То есть, если у последнего будут столкновения с Ираном, то они заявляют, что будут участвовать, и Алиев понимает, что он стоит на пороге возможной войны с Ираном, и в этом смысле для него очень важно, чтобы с Турцией была дорога – чтобы получить военную помощь. Эта дорога может быть дорогой в Сюник, я думаю, поэтому Алиев торопится. что есть способ с Турцией получить военную помощь. Этой дорогой может быть дорога Сюника, я думаю, поэтому Алиев торопится.
Беседовал А. Варданян