Хирург: Каким бы красивым ни был нос, все это ничего не значит, если он не дышит
Ринопластика – одна из самых востребованных пластических операций. По данным Американского общества пластических хирургов, в США ежегодно более 220 000 людей прибегают к ринопластике. Этот вид операции одновременно позволяет улучшить дыхание и достичь желаемого внешнего вида.
Принцип «одним махом двух зайцев» здесь точно к месту, поскольку многие люди прибегают к хирургическому вмешательству для исправления искривления носовой перегородки или по другим медицинским показаниям.
Корреспондент Panorama.am в беседе с челюстно-лицевым пластическим хирургом Университетской больницы «Микаелян» Артуром Хачатряном попытался выяснить также подробности самой востребованной операции в Армении. Кто обращается, с какими жалобами и самое главное – какой результат ожидают получить.
– Когда необходимо провести ринопластику, как вы принимаете решения?
– Решение о необходимости проведения ринопластики принимает именно пациент, когда эстетика носа вызывает ряд препятствий, в том числе – также по части социальной адаптации, недооцениваем внешности. Ни в коем случае нельзя уговаривать пациента, что необходимо провести ринопластику, за исключением случаев, когда у пациента существует функциональная проблема, обусловленная анатомическими особенностями внешности.
В том случае, когда единственным показанием к пластической операции является желание, и новая форма носа, которую представляет пациент, приемлема также для врача, врач уверен, что посредством ринопластики сможет получить именно ту форму носа, которая бы понравилась пациенту, в таком случае нет никаких противопоказаний в связи с проведением операции.
Зачастую, особенно в подростковом возрасте, пациенты, не представляя все проблемы, связанные с изменениями во внешности, желают изменить что-то на лице, что вызывает различные психологические проблемы в постоперационном периоде, если до проведения операции как со стороны врача, так и пациента представления об изменениях внешнего вида носа не были четкими.
– Обращающиеся к вам люди, действительно ли нуждаются в операции? И как вы ведете себя, если у человека красивый нос, проблем со здоровьем также нет, но он утверждает, что ему необходима операция? Пытаетесь его убедить, что не стоит ложиться под нож ради более маленького носа?
– Бывает много случаев, когда обращаются за ринопластикой, имея при этом красивый нос и не имея никаких функциональных проблем, в подобных случаях, в основном, причина обращения является психологической. Не только собственный, но и мировой опыт показывает, что в подобных случаях отказ от ринопластики приведет к самому лучшему результату, в случае ее проведения такие пациенты, как показывает опыт, всегда остаются недовольны, поскольку причина обращения была психологической.
– Хорошо или плохо прооперирован нос – определяется только внешним видом или…?
– Хороший или плохой нос, прежде всего, решать пациенту. Зачастую после проведения операции возникают такие конфликты, когда пациенту нравится его оперированный нос, но из-за различного мнения в окружении у него возникают комплексы, что приводит к серьезному стрессу.
Представления об эстетике у всех людей разные, в том числе – и врачей. По этой причине, естественно, что в постоперационный период пациент может услышать различные мнения по части оценок внешнего вида носа, но однозначен тот факт, что единственный человек, которому должен понравиться результат – это пациент.
Что касается врачей, то для них хорошо или плохо прооперированный нос – это вопрос, находящийся в профессиональной плоскости. Лично я, при даче оценок, отдаю приоритет функциональности носа, поскольку, каким бы красивым ни был нос, все это ничего не значит, если нос не дышит.
Учитывая наш армянский менталитет, подобные проблемы часто встречаются, поскольку, узнав, что родственник или сосед сделал ринопластику, все спешат выразить своё мнение касательно результата, не учитывая при этом, что негативные комментарии могут плохо сказаться на психике только что прооперированного человека.
– Какие обследования проводятся перед операцией, сколько длится операция и постоперационный период?
– Перед проведением ринопластики самое главное – адекватная консультация, во время которой решается уровень сотрудничества врача и пациента. Зачастую после консультации врач понимает, что предпочтения пациента и его представления об эстетике сильно различаются. Иногда также выявляются психологические аспекты, являющиеся противопоказанием к оперативному вмешательству.
Полагаю, много времени следует уделить предоставлению консультации, поскольку от этого зависят все подробности, связанные с операцией и изменением внешнего вида, в результате чего появляется доверие к врачу. Важным требованием является моделирование внешнего вида носа, конечно, в пределах разумного, поскольку в нашей стране зачастую бывают случаи, когда для убеждения пациента врачи делают такое нереалистичное моделирование носа, которое, конечно, не соответствует реальности и становится дополнительным поводом для стресса.
До операции, как и до проведения любого другого хирургического вмешательства, проводятся различные лабораторные исследования: общий анализ крови, биохимический анализ крови, анализ мочи, рентгенография грудной клетки, электрокардиография и пр. В нашей клинике 3D компьютерная томография является обязательным предоперационным обследованием, поскольку посредством этого обследования возможно получить комплексное представление об анатомической структуре носа и существующих патологиях.
Кроме этого, во время проведения операций со сложной техникой, следует провести полноценные измерения перед хирургическим вмешательством. Длительность проведения современной ринопластики зависит от выбора техники хирургического вмешательства. Сегодня существует множество техник, которые решают множество проблем, которые не решались при операциях с применением старых методов. Естественно, длительность проведения в зависимости от техник отличается.
В постсоветских странах, в том числе и нашей стране, к сожалению, ещё оперируют такими техниками, которые уже давно не используются. Единственным преимуществом подобных операций является то, что они длятся недолго. В норме длительность проведения ринопластики, речь о первичной ринопластике, колеблется от 3 до 4,5 часов. Конечно, на мой взгляд, продолжительность операции не должна быть причиной не завершения хирургического вмешательства.
Ринопластика должна длиться столько, пока врач убедится, что сделал максимум для получения желаемого результата.
Бывают случаи, когда необходима ревизионная (повторная) ринопластика. В подобных случаях операция длится дольше, учитывая сложность и то обстоятельство, что в подобных случаях, в большей степени, для проведения операции необходима донорская хрящевая ткань, которой зачастую является реберный хрящ пациента.
В случаях, когда проводится первичная ринопластика, обычно на следующий день пациент может уже выписаться, конечно, находясь под наблюдением. После первичной ринопластики окончательный эстетический результат можно оценить не раньше, чем через год. Конечно, первоначальный результат виден сразу после снятия пластикового фиксатора. В тех случаях, когда совершается ревизионная ринопластика и используется собственный реберный хрящ пациента, обычно он находится под наблюдением врачей в больнице около 2 дней.
– Какие риски, осложнения могут возникнуть в послеоперационном периоде?
– Как и любое хирургическое вмешательство, во время ринопластики также возможны осложнения, которые можно разделить на 2 группы: интраоперационные и послеоперационные.
Интраоперационные осложнения – аналогичные, как и во время других операций, в частности, кровотечения, проблемы с анестезией и т. д. В послеоперационном периоде, самым распространенным осложнением является возникновение послеоперационных дефектов, неточностей, что зависит от ряда обстоятельств: неверного выбора техники операции, переоценки собственных возможностей врачом, получения послеоперационных травм, несоблюдения указаний врача и т. д.
– Можете отметить также допустимый возраст для проведения операции? В последние годы ринопластику делают также мужчины?
– Вопрос допустимого возраста спорный, но имеет научное подтверждение. Принято, что можно проводить ринопластику тогда, когда завершается процесс формирования костей. У девочек прекращается после полового созревания, а у мальчиков чуть позже – в 16-18 лет. По этой причине врачи советуют делать ринопластику после завершения процесса формирования костей.
Объективно оценить завершение роста костей возможно, нужно лишь провести рентгенологическое исследование запястья, которое часто проводят в раннем возрасте перед операцией.
В последние годы также наблюдается тенденция к проведению ринопластики у мужчин: считаю это нормальным, скажу больше, часто опыт показывает, что проблемы с дыханием, вызванные внешним видом носа, являются частой патологией, особенно у мальчиков, а причиной являются травмы, полученные в юном или подростковом возрасте.
– Бум пластической хирургии, особенно ринопластики, все ещё присутствует или уже прошел? Например, не замечаете ли вы сейчас тенденцию выглядеть более естественно, в том числе и с большим носом?
– Собственно, в Армении я пока не замечаю тенденции к снижению бума, наоборот, думаю, что с каждым годом ринопластика будет становиться все более востребованной в нашей стране. И, конечно же, в нашей стране не может уменьшиться число проведения подобных операций, поскольку этого не позволяет наша генетика.
– Такое впечатление, что через увеличительное стекло нужно искать людей, которые ещё не сделали ринопластику, как минимум каждый третий человек делает подобную операцию, отказ от распространенных армянских носов не приведет к тому, что однажды мы будем жить в обществе людей с похожими носами, или же важно всё же не совать нос в чужие дела?
– На самом деле во всем мире, в случае с ринопластикой, тенденция идет к более естественной форме носа, что, к сожалению, не наблюдается в Армении. В современной эстетической медицине получение искусственного вида носа считается трудностью, наоборот – в развитых странах сейчас очень распространено проведение повторной операции для достижения более естественного вида, поскольку искусственно суженные, чрезмерно приподнятые носы, на функциональность которых не обратили внимания, в послеоперационном периоде возникают проблемы с дыханием, а в случае резко выраженных проблем с дыханием могут возникнуть также проблемы с другими органами.
Я начал собственную практику с обещания, что в ходе моей профессиональной деятельности я буду отказываться от придания носу искусственного вида, поскольку считаю, что это не врачебный подход. Убежден, что в ближайшее время в нашей стране станет более актуальной ринопластика с более естественным результатом. В случае проведенной грамотно ринопластики человек не должен замечать, что нос прооперирован, получение столь естественного результата в современной ринопластике считается идеальным, однако достичь такого результата крайне сложно.
Полагаю, что в случае, когда внешний вид мешает человеку заниматься какой-либо деятельностью или из-за этого возникают комплексы, то проведение операции оправдано. Мы не виноваты, что генетика наделила нас большим носом и нормальным является желание его изменить. Но ринопластика, к сожалению, не решает проблему «не совать нос в чужие дела» (улыбается – Прим.ред.).
– Есть же такое выражение, мол «оперируешь нос – теряешь характер», эта поговорка имеет какое-то отношение к медицине?
– Хирургия носа занимает особое место в изменении внешности, учитывая то обстоятельство, что форма носа всегда в центре внимания у людей и даже небольшие изменения во внешности отражаются на взгляде, общем виде лица и чертах, что закономерно приводит к изменениям черт. Учитывая, что хирургия носа также меняет черты лица, народная поговорка верна.
– Цены на ринопластику разные, чем обусловлены ценовые колебания?
– Шкала цен в Армении очень различается, в основном у начинающих врачей наблюдается тенденция на низкие цены, что также считаю нормальным, поскольку сам проходил через этот этап. Очень трудно собрать клиентскую базу. На мой взгляд, разные ценовые категории в основном определяются оценкой собственной работы врача, более детальной работой, владением различных техник, сложностью клинического случая и рядом других вопросов. Ценовая шкала в нашей клинике начинается от 350 тысяч драмов и может доходить до 1,5 миллионов драмов, в зависимости от клинического случая.
– И ещё один вопрос: большой нос может передаваться генетически, то есть даже, если ты сделаешь операцию, всё равно у твоего ребенка будет такой же нос, следовательно, у пластических хирургов всегда будет работа.
– Каким бы профессионалом не был хирург, генетику не изменить. Но я заверяю, что каждый человек красив с присущими ему особенностями и уникальностью. Уверяю, если бы Фрунзик Мкртчян сделал бы ринопластику, то не был бы столь любимым и известным.