Онколог Артур Аветисян: Рак – это не приговор
В октябре начинается месяц борьбы против рака молочной железы, который был объявлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В Армении также за этот месяц проведено множество мероприятий, нацеленных на своевременную диагностику и лечение рака молочной железы.
Специалисты констатируют, что рак в Армении достаточно распространен и заболеваемость растет.
Заместитель директора Национального онкологического центра им. Фанарджяна, онколог Артур Аветисян в беседе с корреспондентом Panorama.am сказал, что свыше половины подтвержденных случаев в Армении, около 50%, связаны с молочной железой.
По его словам, заболеваемость раком молочной железы в нашей стране почти такая же, как и в других странах, а в некоторых европейских странах данные значительно хуже. По словам хирурга, в Армении ежегодно регистрируется около 1300 новых случаев рака молочной железы, тогда как в 2000 году их было чуть больше 600.
На самом деле, по словам Артура Аветисяна, рост числа случаев отмечается во всем мире. Причин множество, но иногда отсутствует фактор риска. К примеру, как отмечает онколог, у свыше 70% женщин нет фактора риска.
По его словам, основным и наиболее эффективным методом борьбы с раком молочной железы является ранняя диагностика.
Мифы среди населения, которые нужно развеять
Существуют различные методы обследования молочных желез: ультразвуковое исследование, маммография, магнитно-резонансная томография, рентгеновская цифровая маммография.
Специалист констатирует, что болезнь чаще всего встречается в возрастной группе от 45 до 55 лет, однако может фиксироваться также в возрасте старше 65 лет. По словам А. Аветисяна, если заболевание выявлено на нулевой стадии, то лечение близко к 100%, так как при обнаружении опухоли на ранней стадии лечение более мягкое.
По словам хирурга, женщины до 40 лет должны один-два раза в год проходить сонографическое обследование, а после 40 лет – профилактическую маммографию.
По его словам, не стоит бояться маммографического обследования, поскольку оно позволяет обнаружить рак на самых ранних стадиях.
«Когда проводится маммография молочной железы и мы замечаем подозрительное новообразование, то проводим биопсию. Распространено мнение, что после биопсии мы осуществляем вмешательство, вследствие чего опухоль становится агрессивной. Однако многие исследования показывают, что у этого нет никаких отрицательных сторон. Наоборот, если вовремя не сделать биопсию, возможно, будет назначено неправильное лечение», – подчеркнул хирург.
Какие превентивные меры осуществляются, в каких областях?
Артур Аветисян, обратившись к скрининговым программам в Армении, отметил, если раньше выявляемость случаев на ранних стадиях составляла 50-60%, то после внедрения программы она достигает 85-90%, что является достаточно хорошим показателем.
«Естественно, это не может не отразиться на результатах лечения. Часто может случиться так, что пациентка не нуждается в химиотерапии или удалении груди и избавляется от опухоли в результате небольшого вмешательства», – подчеркнул он.
В регионах, где реализуются пилотные программы скрининга, процент выявления рака выше, в частности, в Тавуше, Лори, Сюнике, а также в Ереване. Однако, по словам специалиста, исследований о причинах нет.
Отметим, что скрининговые исследования являются превентивными мероприятиями, нацеленными на ранее выявление болезней до появления каких-либо симптомов.
По словам А. Аветисяна, пилотная программа скрининга реализуется среди женщин в возрасте 50-69 лет. В результате мобильной и бесплатной маммографии в 2021 г. с января по сегодняшний день обследовано 15 000 женщин, из них 1000 нуждались в дополнительном обследовании. Однако, по его словам, на обследование пришли 700 человек, из которых у 162 гистологически подтвержден рак молочной железы.
Онколог отметил также, хотя ряд программ по диагностике и лечению рака молочных желез реализуется за счет государственного финансирования, этого недостаточно. «Мы далеки от идеальных представлений, было бы хорошо, чтобы для решения этой проблемы выделялись большие средства, поскольку медицина развивается, появляются новые методы лечения, новые подходы, и чтобы добиться этого, государство должно уделять больше внимания в финансовом плане», – подчеркнул он.
Какие клинические признаки могут свидетельствовать о проблеме?
По словам онколога, не стоит ждать симптомов, следует периодически проверять, а если наблюдаются изменения формы или структуры груди, то обязательно нужно обратиться к врачу: «Нужно изменить культуру, то есть не обращаться к врачу при появлении симптомов, а следует периодически обследоваться, независимо от наличия симптомов».
Есть ли связь между раком и наследственностью?
По его словам, рак молочной железы может развиваться без каких-либо факторов риска. Что касается генетики, то, по его словам, только около 10% больных раком имеют генетическую предрасположенность, а в остальных случаях генетическая связь неизвестна.
«Как я уже отметил, у почти 70% женщин, больных раком, нет факторов риска. Образ жизни имеет большое значение. У тех, кто ведет малоподвижный образ жизни, а также у людей с избыточным весом и ожирением риск развития рака выше», – отметил он.
У людей есть стереотип, что рак — это приговор, как мы можем изменить это укоренившееся мнение?
Артур Аветисян придерживается того мнения, что больные раком люди и победившие рак должны говорить о своей болезни. К сожалению, по его словам, многие об этом не говорят, даже после лечения многие умалчивают об этом.
«Нужно говорить об этом, и пациент, и его родные, и СМИ должны периодически представлять тех, кто победил рак молочной железы, чтобы люди поверили, что рак – это не приговор», – подчеркнул он.