Лукашенко рассказал об истоках позиции Беларуси по Арцаху и оправдал развязывание Азербайджаном 44-дневной войны
Президент Беларуси Александр Лукашенко 1 ноября на встрече с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем обсудил ситуацию на армяно-азербайджанской границе, рассказал об истоках позиции Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
«Конфликт этот надо заканчивать (между Арменией и Азербайджаном. - Прим. БЕЛТА). И не дай бог мы еще будем разжигать конфликт на таджикско-кыргызской границе. Это тоже недопустимо. Надо это заканчивать. Это не дело, что в рамках ОДКБ мы не можем прекратить эти конфликты. Мы очень серьезно должны обсудить эти вопросы на очередной сессии ОДКБ», – сказал белорусский лидер.
В преддверии планируемого во второй половине ноября очередного саммита ОДКБ Лукашенко коснулся ситуации на армяно-азербайджанской границе.
«Все-таки ты сам бывал там, видел, что происходит. И начальник Объединенного штаба работал. Все-таки это специалисты. Например, когда предлагалось туда послать миссию ОДКБ, я подумал: а что, у нас сильнее Зася есть люди здесь, в Беларуси? Они что, разберутся лучше? Не только потому, что я похвалить тебя хочу. Вы втянуты в этот процесс, видите, что там происходит. Ну так наблюдайте и докладывайте. Зачем еще туда посылать каких-то наблюдателей от Беларуси, России и других. Чего там телепаться возле России?» – сказал Лукашенко, обратившись к генсеку ОДКБ.
Александр Лукашенко отметил, что Россия уже является посредником в урегулировании ситуации между Арменией и Азербайджаном и этого вполне достаточно: «Закончилась война. Ясно, чем закончилась. Определились стороны, что им нужен посредник. Это норма, классика. Естественно, это Россия. Обратились к России. Россия высадила туда сотни людей. Помним, как самолеты летали. Российские пограничники, как сказал Путин, находятся на всех участках границы. И с Турцией, Ираном там, и между Арменией и Азербайджаном и так далее. Ну что еще надо? Пускай в этом направлении работают. Я не зря сказал, что идет определенная игра. Я понимаю, какая игра, зачем туда втянули Евросоюз, зачем туда тащат ОБСЕ. Ну зачем? Ну понятно же зачем. Что они там будут делать, если там уже есть посредник? И еще ОДКБ туда надо втянуть. Как будто больше нечем заниматься».
Президент Беларуси пояснил, почему так остро реагирует на этот вопрос и на чем основывается позиция Беларуси. «В свое время, когда, по-моему, мы председательствовали в очередной раз в ОДКБ, я занялся этим вопросом. Я поехал к Ильхаму (Президент Азербайджана Ильхам Алиев. - Прим. БЕЛТА), переговорил с ним. По-дружески поговорил», – поделился подробностями белорусский лидер, добавив: «И если бы тогда, когда я предложил это сделать, вернули эти районы, войны бы не было. У Ильхама не было бы мотивации начинать эту войну. Ну ты просил районы - отдали. Остался статус Карабаха. Ну решали бы в спокойном режиме. Но тогда же не согласился ни Серж Саргсян, ни потом Никол Пашинян. Этот вопрос я дважды поднимал».
Отметим, что белорусский лидер уже давно известен своими амбициями и в острых ситуациях старается показать себя сильным.
Взять хотя бы период коронавируса, например, когда Александр Лукашенко отказался отменять праздничный военный парад к 9 мая. «Люди скажут, что мы испугались», – объяснил свое решение тогда президент Беларуси.
Между тем, политологи указывали, что не менее важным политическим мотивом Лукашенко было «утереть нос Владимиру Путину, который из-за пандемии перенес парад в Москве на неопределенный срок».
Так, политолог Александр Класковский указывал: «Вообще на почве коронавируса заклятые союзники еще сильнее повздорили. Лукашенко отчехвостил Москву за одностороннее закрытие границы в марте. Посмеивался над тем, что российское руководство охватил "этот психоз". Обвинил Кремль в эгоизме на фоне коронавируса во время апрельской видеоконференции членов Высшего Евразийского экономического совета. Вдобавок Минск и Москва в последние годы конкурируют за то, что пафосно называют наследием Великой Победы».