«Имела место организованная сдача Родины». Артак Закарян в интервью газете «Голос Армении»
«Имела место организованная сдача Родины», – говорит в интервью «ГА» экс-замминистра обороны Армении Артак Закарян.
- 9 ноября 2020 года – об этой дате невыносимо тяжело говорить и теперь, спустя два года…
- То, что «9 ноября» могло случиться в истории Армении, Арцаха – об этом даже теоретически невозможно было помыслить. Трудно было представить, что власть в Армении захватят такие «армяне», которые смогут за 2-3 года своей бездарной политики уничтожить самые стабильные и безоговорочные позиции Армении на международной арене в контексте карабахского урегулирования и довести дело до катастрофы.
- Часто приходится слышать мнение, мол, кто бы не был у власти в Армении, война все равно бы случилась, потому что Азербайджан к ней долго готовился, и ударил…
- Это чушь. Апрельская война 2016 года показала, что военного пути для решения карабахского конфликта не существует – доказательством тому были протоколы, принятые в Санкт-Петербурге, Вене, Женеве. Эти договоренности жестко, как юридически, так и политически, закрепили, что применение силы или угрозы применения силы недопустимо. Да, стороны должны найти компромиссы, да, эти компромиссы не вполне приемлемы для обеих сторон, но военного решения до 2018 года не замечалось и не предполагалось. А вот то, что случилось после 2018 года, после захвата власти уличными бандитами – совсем другая история. Президент России, ряд других политических лидеров, представителей международных организаций неоднократно отмечали, что политика, которую вела Армения после прихода к власти Никола Пашиняна, была разрушительной для процесса мирных переговоров. И война действительно была неизбежной – в этом есть доля правды. Пашиняновская власть не только уничтожила наработанные годами сильные позиции армянской стороны в переговорном процессе по Арцаху и реализации права на самоопределение народа Арцаха, но и привела ситуацию к такой точке, когда уже Минская группа ОБСЕ не понимала, о чем вообще переговариваются Пашинян и его команда.
- И ведь это продолжалось довольно долго?
- Это продолжалось в течение всего 2019 года и в первой половине 2020 года. Дальше уже пошла военная риторика с обеих сторон, а после совместных военных учений Турции и Азербайджана уже стало понятно, что не только Азербайджан, но и Турция будут с нами воевать. А к началу сентября 2020-го очевидным явилось то, что не только Турция, но и ряд других государств заинтересованы в войне и в изменении баланса сил на территории Южного Кавказа, и это часть глобальной игры, в которой уже нашлись игроки, готовые погреть руки на этой войне.
А то, что происходило на протяжении 44 дней войны, – уже другая история, другая трагедия, потому что столь халатно, бессовестно, предательски, разрушительно отнестись к своей армии, народу, территории, обороне, безопасности могут только такие уличные беспризорники, как Никол и его приспешники, дорвавшиеся до власти.
- Будучи экс-замминистра обороны, как вы прокомментируете тотальное вранье госмашины и, в частности, уполномоченных представителей Минобороны во время войны? И ведь никого не привлекли к ответственности…
- Это называется предательство, не только ложь, а именно предательство с применением обмана и всевозможных манипуляций. Арцрун Ованнисян и иже с ним - были всего лишь пешками в этом водовороте лжи, вместо них могли бы найти любого другого. А возвращаясь к вашему вопросу о том, что кто бы не был у власти, война бы все равно произошла, скажу еще раз, что при прежнем правительстве войны, во-первых, не было бы, а даже если бы случилась, то закончилась по тому же сценарию, что и в 2016-ом, когда азербайджанцы запросили у Генштаба РФ содействия в прекращении огня. А если предположить, что продлилась бы дольше, то зачем врать? Зачем нужно врать, Никол, когда обороняется твоя нация, когда ты уже объявил всеобщую мобилизацию, когда все равно люди через 10 часов будут на фронте и узнают правду? Причем эти предатели во власти тиражировали то, что не следовало, распространялись о деталях военных операций на своих страницах в Фейсбуке, и, наоборот, врали, когда надо было говорить правду, мобилизовать народ, поднять моральный дух.
- Если вспомним, говорить правду было запрещено, под это дело даже были приняты соответствующие ужесточения в отношении СМИ…
- Именно так. Вообще, есть все параметры, факты для полного доказательства того, что имело место предательство – организованное предательство, организованная сдача Родины. Столько преступлений было совершено властью во время 44-дневной войны, что и перечислить сложно. Но то, как Пашинян вещал о мобилизации в духе: соберитесь несколько человек, выберите командира, сами тренируйтесь и идите защищайте Родины – это уже ничто иное, как запротоколированный акт о «кончине» армии. И все это происходило еще в течение войны! То есть все мировое сообщество наблюдает за боевыми действиями, а первое лицо государства, первый ответственный, главнокомандующий несет подобную чушь.
- Какими вам видятся сценарии, наиболее близкие к реальному воплощению в ближайшем будущем?
- 9 ноября 2020 года как дня стыда, позора, предательства могло не быть, но это случилось. Более того, закрепилось в июне 2021 года, когда капитулянты воспроизвелись во власти. Дальше уже – другая история, которая делается сейчас, это новая капитуляция, уже не только с помощью Пашиняна, но руками Пашиняна, и она уже превращается в геополитическое столкновение, в эпицентре которого – Армения. Если пойдет по плохому сценарию, будет уже глобальная война, где столкнутся интересы нескольких стран.
- Война на территории Армении?
- Да, на территории Армении и вокруг. Если пойдет по более или менее хорошему сценарию, то со сменой власти можно будет переформировать весь дипломатический, военно-политический, гуманитарный, экономический потенциал и силы Армении с целью снова стать фактором влияния, субъектом, от которого что-то зависит. При успешности в этом деле, Армения может стать и гарантом стабильности, безопасности и сбалансированной политики в регионе. Это то, чего сегодня нет, у капитулянта одна мечта – сохранить власть при любом раскладе, любых условиях и за счет интересов армянского народа, безопасности, за счет будущего армянского государства. «9 ноября» – это конечно, позор, но не приговор, эту позорную дату можно изменить, а при приемлемом развитии даже стереть в политическом смысле, ибо ничто, к сожалению, не вернет жизни тысяч ребят, погибших на войне. Но хотя бы политически - как фактор влияния, как субъект - Армения может обрести новые ресурсы для развития и стабильной безопасности. И стать, конечно, опять-таки гарантом для реализации права на самоопределение народа Арцаха.