Роберт Амирханян: Если мы все свободны, каждый волен делать все, что заблагорассудится,то тогда рухнет Родина
Народный артист Республики Армения, композитор Роберт Амирханян является автором более 300 песен, вокальных циклов, оперетт, мюзиклов, музыки к художественным и мультипликационным фильмам, а в 2011 г. за произведение «Ереванская рапсодия» был удостоен Государственной премии Республики Армения. В беседе с корреспондентом Panorama.am композитор рассказал – дальше рояля не путешествует.
Panorama.am – Над каким произведением сейчас работаете, что представите слушателям в ближайшее время?
Роберт Амирханян – Говорить о планах как-то не очень практично. Все в нашей жизни зависит от другого человека. Не только от нас самих. Когда вы найдете единомышленника, который захочет пройти с вами тот же путь, он в свою очередь также обретет единомышленника, вас объединит тот или ной план, тогда все получится. Сейчас у меня есть сочиненные мелодии, ждут себе тихо в углу – как их споют, кто споет.
У меня было несколько инициатив, но с кем я поработал – уехали в Америку, жить там.
На самом деле, у меня воодушевляющие планы. Я писал произведения на разных языках мира – от латыни до чешского и финского. Мне бы очень хотелось, чтобы эти произведения прозвучали, были приглашены аккредитованные в нашей стране послы, послушали их и не сравнивали нас с соседями, исходили в своих оценках из уровня интеллекта, увидели все своими глазами.
У меня небольшие и крупные планы, произведения, которые постоянно создаются и пополняются.
Готовлюсь к концерту, чтобы эти произведения были исполнены. Если другие не исполнят, то я буду петь сам. Есть много дел. Готовлю к изданию пятый том сборника своих произведений. Есть много старых мелодий, которые я еще даже не успел положить на ноты. Так что, я не путешествую дальше рояля.
Panorama.am – Как бы Вы оценили наше сегодняшнее музыкальное искусство? Какое у Вас мнение?
Роберт Амирханян – Музыкальное искусство – притягательный мир звуков – имеет свои различные проявления, но, если выносить окончательный вердикт ситуации, то нашей движущей силой, к сожалению, стала самодеятельность. А в самодеятельности плохо то, что я буду делать все, что захочу. Так, в нашу песню вошли такие мелодии, такие интонации, которые говорят о том, что концепт нашей культуры утерян. К сожалению, такова реальность.
Я убежден, что в мире не может быть плохого симфонического оркестра, потому что все музыканты обучены, получили образование, подготовлены, остальное зависит от того, как дирижер руководит оркестром. И сегодня у нас проблема самоорганизации, чтобы преодолеть все проблемы. Даже когда мы идем по улице, мы невнимательны к другим, мы нетерпимы, нам стало не хватать гуманного начала, что является величайшей потерей. Когда мы сами так относимся друг к другу на улице, в общественной жизни, как мы можем надеяться, что англии и америки встанут на нашу сторону? Если мы сами так не поступаем.
Panorama.am – Почему или от чего возникло это безразличие?
Роберт Амирханян – Свобода – плохая вещь. Свобода для того, чтобы каждый человек ограничивал сам себя, а если мы все вольны делать все, что хотим, то тогда рушится Родина. Осознание этого очень важно для нас, чтобы мы могли видеть, что у нас происходит. Сегодня у нас есть проблема управления, заботы, защищенности людей.
Panorama.am – Война, поражение… они как-то отразились на ваших произведениях?
Роберт Амирханян – Нет. Как у человека есть левая и правая ноги, так и у нашей истории. Истории повторяются примерно через 100 лет. Надо посмотреть и понять, что произошло, но главное – это наша жизнь, мы живем же, да? Когда младенец рождается, он еще не знает, что такое жизнь, но его реакции точны, направлены на непрерывность жизни.
Для меня очень важен энтузиазм человека, живущего рядом со мной. Если у меня для кого-то будут добрые пожелания, я пожелаю ему самое меньшее здоровья, успехов в делах, пожелаю, чтобы его энтузиазм не уменьшался. А сегодня для поддержания энтузиазма необходимо разумное единство.
Нам пора прийти к идее нашей жизни, а не к той сфере интересов, которая делает каждого человека пленником своих собственных интересов.