«Голос Армении»: Третьей силы в регионе быть не может – либо Россия, либо Турция
Собеседник «ГА» - учредитель и бывший руководитель Европейской Армянской федерации за справедливость и демократию (EAFJD), глава парижского Центра права и урегулирования конфликтов «Кавказ» Хильда Чобоян. Встреча с ней состоялась в Гренобле, куда известный деятель армянской диаспоры Франции приехала для встречи с местной общественностью. Вечер, на котором присутствовало порядка 50 человек (практически все французы), был посвящен реалиям Южного Кавказа в историческом разрезе и нынешней ситуации, в том числе в контексте причин 44-дневной войны.
Материал приводим ниже:
«"Третьей силы в регионе быть не может – либо Россия, либо Турция"
- Г-жа Чобоян, геополитические расклады никогда не были особо благосклонны к Армении, но создавшаяся сегодня ситуация кажется беспрецедентной по степени опасности для государства и нации. В чем вы видите основную причину?
- Нынешние власти оказались крайне неразумными и в вопросе Арцаха, и в целом в вопросах внешней политики Армении. Пашинян и его команда полагали, что с их приходом к власти под знаменем демократии весь Запад тут же кинется им помогать и начнет решать за них все проблемы. Этого не произошло, что стало очевидно очень быстро.
Такой подход был абсолютно не адекватен сложному геополитическому положению и проблемам Армении. Властям казалось, что сейчас из ЕС хлынут в Армению миллионы и миллиарды, как это было в случае Грузии. Что же касается проблемы Арцаха, то они особо о ней и не задумывались. Не понимали, что геополитический статус Армении отличается от Грузии, что здесь наличествует фактор Азербайджана и Турции. А в случае Грузии существовал фактор России, и именно в силу этого и поступала столь мощная помощь от США, ЕС и НАТО.
Но мы видим сегодня, что ЕС не хочет принимать в свои ряды даже Украину, а Грузии после стольких лет не дали статуса кандидата. Что уж тут говорить об Армении?
- Тем не менее, многие уверены, что Армении надо менять внешнеполитические ориентиры и поворачиваться от России в сторону Запада. Насколько, на ваш взгляд, обоснована подобная позиция, которую очевидно разделяют и власти, нет ли тут угроз нашей безопасности?
- Такие угрозы, безусловно, есть. Начнем с того, что Запад, в частности, Евросоюз, в регионе отсутствует, а внешнеполитическая доктрина ЕС не соответствует геополитическому положению и потребностям Армении. Если бы западные страны хотели – а я этого не вижу – просто участвовать в качестве посредника в нормализации отношений Армении с Азербайджаном, если бы США пожелали пресечь турецкие угрозы в адрес Армении, – поверьте, они бы сразу сделали это. Но ничего подобного нет, поэтому не надо тешить себя ложными иллюзиями и пытаться убрать из региона Россию. Это станет самоубийственным шагом для Армении.
Армения, конечно, должна стремиться избавиться от зависимости от России в некоторых вопросах и взаимодействовать с Западом. Но надо уметь говорить об этом с Москвой, потому что политика России, особенно при Путине, была и остается имперской, жесткой, лишенной толерантности. Я уверена, что только лавируя и маневрируя между центрами силы, Армения может получить возможности для развития.
Второе. Мы, армяне, живущие в западных странах, хорошо знаем их политику в отношении Армении и Турции. Анкара постоянно угрожает Европе и Западу в целом и тем самым держит их в страхе, защищая одновременно и интересы Баку. Но ведь, помимо Запада и России, есть еще Восток, в направлении которого политика РА всегда была недостаточной, и это касается не только нынешней власти. Не создавалось достаточно связей, не развивалось на должном уровне сотрудничество.
Между тем сегодня на Востоке поднимаются и укрепляются мощные силы. Но Армения даже с Ираном не смогла установить максимальное взаимодействие. И с Грузией у нас тоже должны были быть гораздо более тесные и крепкие отношения. Возможно, это было в существенной степени связано с Россией, но Армения, бесспорно, должна иметь куда более сильную и дееспособную дипломатию и быть более активной на внешнеполитической арене даже с учетом всех имеющихся сложностей.
Наконец, надо четко понимать, что если Армения захочет быть более тесно связанной с Западом и получать оттуда помощь, это может быть только в лице Турции. Третьей силы здесь быть не может – либо Россия, либо Турция. Между тем я вижу в стране достаточно серьезных экспертов, которые надеются на приход в Армению США. Это, конечно, было бы неплохо, но ни Армения, ни Диаспора не обладают подобным потенциалом.
- Насколько, на ваш взгляд, правомерны параллели между событиями начала 20 века и сегодняшними в том плане, что и тогда, и сейчас мировые державы решали свои проблемы и получали выгоду за счет Армении и армянской крови?
- И 20-е годы прошлого века, и нынешние времена – периоды больших геополитических разломов и переделов. Да, ситуация аналогичная. Но это ничего не оправдывает: мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку, полагаясь на других и питая непонятные иллюзии.
Надо четко понимать: если Франции будет нужно, чтобы Армения исчезла, – так и будет. То же самое можно сказать про Россию, США... Так что власти Армении не должны верить сказкам о том, что Запад или Россия придут и спасут нас. Это вопрос политики самого суверенного государства Армении. Власти должны были с первого же дня и военных действий, и после их завершения усиленно вооружаться. Особенно когда стало ясно, что Россия, исходя из собственных интересов, не будет поставлять нам оружие в необходимом объеме. Понятно ведь, что Москва сейчас скована в своих действиях, в каких-то вопросах зависит от Турции, к тому же там сильное турецкое лобби.
Между тем, имея в России огромную диаспору, мы, однако, не имеем там ни лоббистских структур, ни своих мозговых центров - «думающих танков». Следовательно, не имеем и возможности влияния на политические решения и тенденции. К сожалению, этим не занималась не только российская диаспора, но и армянское государство.
- Но в начале прошлого века у нас не было государства, а сейчас есть, тем не менее возможность повторения геноцида – пусть и в другой форме – по-прежнему реальна.
- Безусловно. Мы всегда говорили: не будет Арцаха – не будет и Армении. Сейчас именно это и происходит. Давно и постоянно говорили о ключевой, незаменимой роли Арцаха в обеспечении безопасности Армении. Сегодня угроза ее безопасности налицо.
"Сегодняшняя ситуация в Диаспоре – результат политики властей РА"
- Поговорим о Диаспоре, которая в последние годы оказалась в совершенно другой ситуации и, кажется, поменяла свое отношение к Армении. Конечно, понятие исторической Родины, любви и желания помочь никуда не делось, но видите ли вы в Спюрке тот раскол, который очевиден в Армении, и чем он обусловлен?
- Прежде всего, все, что происходит в Армении, отражается на Диаспоре, и сегодняшняя ситуация – результат политики властей РА. Диаспора отнюдь не однозначное и не целостное явление. Прежние власти Армении поддерживали связи в основном с крупными сетевыми – партийными и церковными структурами, но сотрудничали также с небольшими, но активными организациями. Нынешняя власть, имея проблемы с "Дашнакцутюн", решила обойти эти сетевые организации, в том числе церковные, поскольку и с Церковью у них с самого начала сложились натянутые отношения.
Именно этими факторами обусловлена политика нынешнего правительства в отношении Диаспоры, где они предпочитают иметь дело со структурами не институционального характера. Прежней модели взаимоотношений они противопоставили свою, в которой нет места сложившимся и обладающим наибольшими лоббистскими возможностями и традициями организациям. Речь, конечно, прежде всего идет об АРФД.
- Однако наряду с этим налицо и проблемы идеологического характера, например, тот неоспоримый факт, что международное признание Геноцида армян сегодня не является приоритетом для властей, они, мягко говоря, вообще не придают этому значения. То же касается международного признания Арцаха.
- Именно в этих вопросах АРФД имела и имеет особый вклад. И именно указанные вами факторы сегодня использует Турция для того, чтобы еще ближе подойти к Армении и сделать ее «своей». При нынешних властях опасность турецкого вторжения в экономическую, а также культурную сферы, несомненно, велика и четко видна. В тот период, когда подписывались Цюрихские протоколы, это не было столь явно, но сегодня открыто говорится о том, что надо приглушить, в том числе в Диаспоре, вопрос признания Геноцида.
Такое уже было во времена Тер-Петросяна, и сегодня повторяется.
Окончание следует».