Вардан Восканян: Ни Азербайджан, ни азербайджано-турецкий тандем не осмелятся перейти Аракс
Корреспондент Panorama.am побеседовал с заведующим кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ) Варданом Восканяном вокруг вопросов, касающихся совместных военных учений Азербайджана и Турции, сопровождающих заявлений, реакции и возможных действий официального Тегерана.
– В Азербайджане не скрывают, что главный месседж совместных азербайджано-турецких военных учений адресован Ирану. Провластные СМИ в заголовках заявляют, что в случае необходимости войсковые объединения перейдут через реку Аракс. Насколько реалистичны эти угрозы?
– Очевидно, что ни Азербайджан, ни совместный азербайджано-турецкий враждебный тандем не осмелятся перейти Аракс. Это бы значило вторжение на территорию Ирана, которое повлечет за собой последствия, в том числе ракетные удары по Апшеронскому полуострову. Азербайджан и Турция не проявят такой смелости, но в рамках пропагандистского давления на Тегеран могут появляться подобные заголовки и утверждения.
– Как Иран реагирует на подобные военные учения и заявления?
– Необходимо учитывать, что в Иране, как в обществе, так и различных кругах правящей системы, отныне нет никаких иллюзий касательно того, что с Азербайджаном возможно выстроить нормальные, дружественные отношения. В дипломатической сфере можно ожидать определенного ужесточения риторики, а в практической – иранцы будут работать в одном направлении: максимально ослабить искусственное образование под названием Азербайджан, используя все рычаги, которые есть у Ирана внутри этого «государства». Речь идет как о шиитских группах, и коренным народам Ирана, так и Нахичеванской Автономной Республике.
Следовательно, ответ Ирана на все это будет не разовым шагом, а долгосрочным планом, направленным на нейтрализацию всех угроз со стороны искусственного образования под названием Азербайджан и углубление отношений с Арменией во всех сферах, начиная от военной до пропагандистской плоскости.
Создалась прекрасная возможность, чтобы Армения и Иран, по сути, сформировали различные платформы, поскольку существующие вызовы и риски являются общими как для армянской, так и российской и иранской сторон. Например, можно сформировать какую-либо армяно-иранскую платформу по антитеррористическим действиям, у которой будет перспектива развития и даже выхода на военное сотрудничество. Полагаю, иранская сторона крайне заинтересована в этом направлении. Очевидно, что иранцы захотят наладить тесное сотрудничество с Арменией также в широком смысле – в военно-политической сфере, посему следует использовать сложившиеся возможности для нейтрализации существующих рисков. Режим искусственного образования под названием Азербайджан не успокоится, пока, по сути, возможности противодействия Армении не будут сведены к нулю, он будет пытаться постоянно держать Армению в вассальной зависимости.
Полагаю, наше видение как нации и государства не такое, поэтому мы также должны использовать сферу отношений с Ираном.
Слава богу, у нас есть союзники как в нашем регионе, например, Иран, Россия, так и за пределами региона, а именно Греция. Иными словами, существует широкое поле деятельности, которое, конечно, требует сложной, упорной работы, но это будет стоить того результата, который мы можем получить.
– Существует ли в Армении осознание углубления отношений с Ираном?
– Знаете, исходя из специальности, я слежу за развитиями в иранском сегменте. Очевидно, что сейчас в Иране есть настрой на углубление стратегического сотрудничества с Арменией в ряде областей, в том числе и в военной. Это сотрудничество может быть также в форме негласного союза, то есть не громкими заявлениями, а реальными действиями. Полагаю, именно сейчас для обеспечения безопасности Армении необходимо провести серьезнейшую работу в данном направлении, поскольку это относится к жизненно-важным интересам Республики Армения, и в целом к нашей жизнеспособности и существованию. Следовательно, это направление крайне важно и требует действенных шагов, с учетом глубины ирано-российских отношений, по всей вероятности, здесь уже сформирован негласный союз, Армения может стать площадкой, где будет формироваться трехстороннее сотрудничество.