Ваге Акопян: Между ведомствами Арцаха и России должна быть установлена постоянная прямая связь
Единственная связывающая Республику Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику (НКР)) с Арменией дорога заблокирована уже на протяжении 9 дней. О создавшейся ситуации, необходимых шагах, реакции международных структур на гуманитарный кризис корреспондент Panorama.am побеседовал с председателем партии «Возрождающаяся Армения» Ваге Акопяном.
– Г-ин Акопян, единственная соединяющая Арцах с Арменией дорога остается закрытой. Каких-то действенных шагов международного сообщества по изменению ситуации, кажется, не видим. Каких первоочередных шагов сегодня можно ожидать от внешнего мира и что нужно делать в этом направлении?
– Напомню, что партия «Возрождающаяся Армения» выступила с заявлением в этой связи, в том числе направила обращения международному сообществу. Я сам имел возможность детально коснуться ситуации и первоочередных задач. Хотел бы особо подчеркнуть несколько моментов.
Во-первых, нужно говорить о цели российской миротворческой миссии, а не о формальной стороне вопроса, о полномочиях. А цель миссии – обеспечение безопасности народа Арцаха. Поэтому, когда народ Арцаха находится в блокаде, с каждым днем возрастает угроза гуманитарной катастрофы, а Азербайджан в этих погодных условиях способен прибегнуть к перекрытию подачи газа, естественно, первостепенным становится вопрос открытия воздушного коридора.
При непосредственном участии РФ должно быть закрыто небо для Азербайджана на этом участке, должна быть обеспечена безопасность полетов и должно быть налажено регулярное воздушное сообщение между аэропортом столицы Арцаха Степанакерта и крупными городами Армении. Это позволит решить первоочередные гуманитарные вопросы и продемонстрирует Азербайджану, что этот его почерк – политического шантажа – не может принести ему результатов.
Кстати, когда мы говорим об этом, мы не имеем в виду временные решения: эти регулярные рейсы должны быть сохранены и после снятия блокады, как альтернативное сообщение между Арцахом и Арменией. Азербайджан уже продемонстрировал, что может закрыть коридор в любой момент, посему наличие альтернативы – необходимость.
Во-вторых, очевидна необходимость увеличения численности российского контингента для полного выполнения всех стоящих перед миротворцами задач. И это увеличение вовсе не обязательно согласовывать с Азербайджаном, поскольку Баку эти свои шаги не только ни с кем не согласовывал, но и грубо нарушил заявление лидеров РФ, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года, взятые на себя обязательства и нормы международного права. Должны быть увеличены численность миротворческого контингента, техника, а процессы в целом должны выходить за рамки логики сроков миссии. Вопрос о пятилетнем сроке миротворческой миссии следует считать обнуленным, принимая во внимание эту азербайджанскую провокацию и существующие угрозы.
Основанием для всего этого также может послужить мандат российской миротворческой миссии в Арцахе, о существовании которого совсем недавно и неожиданно стало известно от занимающего должность премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который заявил, что такой документ есть и он подписан Арменией и Россией. Настал момент обнародовать этот мандат и на его основе расширить и усилить предоставляемые миссией гарантии безопасности, в том числе игнорируя реакцию Азербайджана – как стороны, не подписавшей документ и нарушившей существующую договоренность.
Ситуация показывает, что существование бесперебойной, постоянной связи между Арцахом и Россией становится необходимостью. Эта связь должна поддерживаться на уровне Армии обороны Арцаха и Минобороны России, министерств иностранных дел, аппарата госминистра. Это не глобальное решение вопроса, но необходимость с тактической точки зрения.
Следует оперативно начать обсуждения, в первую очередь, с Российской Федерацией, затем и с другими партнерами, в направлении уточнения правовых оснований прорыва блокады Арцаха. Блокада должна быть прорвана гуманитарной миссией или миссиями, открытием гуманитарного коридора. И если потребуется, чтобы обеспечение этой гуманитарной миссии осуществлялось задействованием военных средств, значит и этого не следует избегать – ради защиты жизни и других основополагающих прав 120 000 человек. Эти обсуждения должны дать понять Азербайджану, что этот инструмент будет задействован в случае продолжения им политики шантажа.
Большой размах должны получить работа по претворению в жизнь формулы «отделение ради спасения», обсуждения и консультации с дружественными странами и странами-партнерами. Трудно представить, что еще должен сделать Азербайджан, чтобы миру стало ясно, что эта формула является единственно возможной в случае с Арцахом. В основу должны быть положены референдум 10 декабря 1991 года и воля народа Арцаха стать независимым с четкими границами.
Кстати, ощутимая часть этих границ сегодня оккупирована Азербайджаном, посему Бердзорский коридор по этой логике также можно использовать для прорыва, введения гуманитарной миссии и установления связи с Арцахом – пока в дальнейшем, в мирных условиях, не будет проведена демаркация между Арцахом и Азербайджаном.
Российская Федерация, как вековой друг армянского народа, член одного военно-политического союза с Арменией, ее союзник, а также осуществляющая миротворческую миссию на земле страна, должна иметь свой четкий план действий и наглядно претворять его в жизнь. Промедление в этом вопросе может поставить под вопрос жизни 120 тысяч человек. И естественно, что при промедлении российской стороны мы обязаны и вынуждены расширять проблему – на весь мир, на всех друзей: от государств до частных лиц.
И, что очень важно, Арцах, независимо от всех капризов Азербайджана, должен повышать свою субъектность, отстаивая свое будущее и безопасность своего народа, обеспечение основополагающих прав.
– Что нужно предпринять в этой ситуации Арцаху, народу и властям Арцаха? Как Вы оцениваете проводимую сейчас политику?
– Честно говоря, следя за новостями, общественными обсуждениями и существующими настроениями, я не могу точно сказать, насколько общественность в Армении осознает, какие лишения сегодня переживают живущие в Арцахе наши соотечественники, сестры и братья, через что они проходят. Слишком много отвлекающих, меняющих вектор внимания тем, судя по тому, насколько легко общественный дискурс подчиняется этим действиям, становится очевидным, что за эти годы каждый из нас так и не сумел донести до общественности месседж о том, что это не только вопрос Арцаха, фиктивного деления «житель Арцаха – житель Армении», вопрос сегодня в том, быть Армении или не быть, иметь государство или не иметь.
Так вышло, что за день до закрытия Бердзорского коридора мы вернулись из Степанакерта, где проводили очередное мероприятие дискуссионной площадки «Свет в конце тоннеля». Другими словами, всего 9 дней назад я сам был там со своими коллегами из партии «Возрождающаяся Армения», у меня было множество контактов, и сегодня я нахожусь на постоянной связи с нашими коллегами из Арцаха и очень хорошо представляю, что происходит в Арцахе.
Мы не понаслышке знаем все это, действительно живем всем этим. Другое дело, что, на мой взгляд, этим должна была жить и вся наша общественность, независимо от того, находятся ли они в Арцахе, Армении или Диаспоре.
Что касается шагов и действий властей Арцаха, то позвольте мне провести определенное различие между занимающим кресло президента Арцаха лицом и новоназначенным государственным министром. Конечно, время покажет, насколько правильно и оправдано такое разделение.
Чтобы разделение было понятным, мы должны задаться вопросом, не является ли одной из основных, быть может, самых важных, причин сложившейся сегодня ситуации такая лояльность, верность занимающее должность президента Арцаха лицу, занимающему должность премьер-министра Армении, повторение и тиражирование его посылов, отказ противостоять ему, быть его приспешником. И сказанное мной касается не только сегодняшнего дня, так было и до войны, и во время войны, и после нее.
Что касается государственного министра, то я всегда выражал надежду и продолжаю надеяться, что его намерения добрые и справедливые. Время покажет, что и насколько удается. Однако очень важно, чтобы слова занимающего столь высокую должность человека были максимально просчитанными и обоснованными. Например, когда он несколько дней назад заявил о возможном снятии блокады, возможности открытия дороги, основания для этого должны были быть настолько надежными, чтобы потом не произошло обратного. Другой пример – анонсированный и потом отмененный митинг. Это не технические вопросы или детали.
Жители Арцаха сегодня хотят испытывать надежду и иметь надежные точки опоры, с которыми можно эту надежду связывать. И ни при каких обстоятельствах я бы не хотел, чтобы они разочаровались, отчаялись, а слова высокопоставленного лица потеряли свою ценность, как это произошло в последние годы в Армении.
И, конечно же, мне не хотелось бы видеть никаких параллелей и сходств между нынешней властью Армении и правительством Арцаха, особенно в словах и действиях отделившегося госминистра.
Это не дело вкуса, это простой прагматизм: мы видели, к чему это приводит, и в нынешних условиях, если такая ситуация повторится еще раз, от нас ничего не останется уже – ни в Арцахе, ни в Армении.
Мы говорили о прямой связи, у нас несколько раз был прецедент, когда глава российской миротворческой миссии встречался со спикером Национального собрания Арцаха и представителями фракций. Эти институциональные механизмы для обеспечения прямой связи, для того, чтобы держать руку на пульсе, надо сохранять и развивать, расширять, к этому должна добавиться и прямая связь с ведомствами РФ, о чем я сказал.
– 17 декабря в Бухаресте между правительствами Азербайджана, Венгрии, Грузии и Румынии было подписано соглашение о стратегическом партнерстве в области развития и доставки зеленой энергии, чему также была придана особая важность со стороны ЕС. Каково значение этого события в текущей ситуации и какие месседжи оно несет для нас?
– Подписание этого документа в Бухаресте является ярким доказательством того, что нынешняя власть Армении бездействует и не проводит какой бы то ни было работы с международным сообществом и партнерами – по оказанию давления на Азербайджан и его сдерживанию.
Сегодня мы являемся свидетелями того, что в присутствии высокопоставленного представителя ЕС и под эгидой ЕС подписывается такое соглашение с Азербайджаном, который в эти же дни, блокируя Бердзорский коридор, создает гуманитарную катастрофа в Арцахе и ставит под угрозу право на жизнь 120 000 человек, попирает ряд основополагающих прав, за защиту которых выступает Европа.
Примечателен и список подписавших этот документ стран: Венгрия, с которой дипломатические отношения были разорваны после экстрадиции Рамиля Сафарова (зарубившего топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна. – Ред.), а нынешняя власть собирается их восстановить, дружественная Грузия...
И какие шаги мы видим со стороны властей Армении? Видели ли мы дипломатические ноты, переданные Румынии, Венгрии, Грузии, какие-то шаги в адрес ЕС? Нет... каменное молчание.
В таком случае что же должно остановить Баку сегодня и завтра от проведения его политики шантажа и терроризма?
О властях Армении, о том, что они сделали и чего не сделали, говорилось столько раз, что говорить об этом еще раз даже кажется бессмысленным. Что касается зарубежных партнеров, то они должны знать и осознавать, что своим молчанием и равнодушием, поддерживая таким образом Азербайджан, они разделяют ответственность за гуманитарную катастрофу в Арцахе. Мы должны донести этот месседж до адресатов.
Оригинал интервью на армянском языке – по ссылке.