Пашинян и Алиев в Петербурге не только не разговаривали, но даже и не смотрели друг на друга – Коммерсантъ
26 декабря президент России Владимир Путин принял лидеров СНГ в Петербурге. Саммит в конце года называется неформальным. Таким он и вышел. О том, как именно и, главное, где это происходило, – специальный корреспондент «Ъ» Андрей Колесников из залов библиотеки.
«Владимир Путин прибыл к библиотеке раньше всех остальных лидеров. Больше того, он и из Москвы-то прилетел рано, буквально обогнав даже передовой самолет с делегацией (крайне малочисленной) и журналистами (тем более ограниченными).
Кроме него, подъехали президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Садыр Жапаров, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В общем, все, кто мог. Или, вернее, все, кто есть. Других у Владимира Путина и правда нет.
Все молча, один за другим поднялись по ступенькам в библиотеку, и только президент Белоруссии не смолчал.
Белорусские журналисты, ведущие себя как американские, прокричали своему президенту что-то вроде того, каким он видит следующий год.
— Он будет самым удачным! — с удовольствием ответил вышедший в пиджаке на мороз (в Петербурге по сравнению с предыдущим днем сильно похолодало) господин Лукашенко.— Не переживайте! Будет нормально!
Ожидания были, безусловно, завышенными.
— Вам не холодно? — издалека заботилась о нем белорусская журналистка.
— Я же питерский,— объяснял ей белорусский президент.
Похоже, он имел в виду, что входит в близкое окружение Владимира Путина.
— А настроение? — словно надеялась на худшее журналистка.
— Среднее,— отчитывался Александр Лукашенко, оправдывал он ее ожидания.
— Почему? — хотела она большего.
— Лучше не может быть,— он уже не вдавался в объяснения, может, думая, что это и так понятно.
И ведь было понятно. То есть не то что лучше уже быть не может, а лучше еще не может быть.
А президент Белоруссии объяснял, что в Новый год оно поднимется, куда ему деваться, и тогда будет в принципе в самый раз.
Пока ждали остальных, почему-то, кажется, забыли про Николая, сына белорусского президента, который, как обычно, приехал с папой; и Николай вдруг в какой-то момент, потерянный, показался в зале заседаний возле флагов, прошелся мимо них и направился дальше, гонимый своей трудной судьбою, на поиски отца (хочется сказать «вечные»)», – пишет Андрей Колесников.
Специальный корреспондент «Ъ» отмечает также:
«На самом деле, как потом выяснилось, Александр Лукашенко был единственным из лидеров СНГ, кто надел подаренный Владимиром Путиным каждому к Новому году перстень с его, Владимира Путина, пожеланиями. Да, такого еще не было.
Последним вошел президент Азербайджана Ильхам Алиев и встал рядом с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, так как их страны начинаются на одну букву. Но нет, они не только не разговаривали, но даже и не смотрели друг на друга.
— Предлагаю сегодня вместе подвести итоги работы Содружества Независимых Государств в 2022 году, поговорить о планах на перспективу и, разумеется, обсудить волнующие нас всех вопросы региональной и международной повестки,— произнес российский президент.
То есть встреча обещала быть долгой и плодотворной.
— Все это,— продолжил президент России,— происходит на фоне непростой ситуации, вызванной волатильностью на глобальных рынках, неблагоприятной мировой экономической конъюнктурой, а также санкционным давлением со стороны некоторых стран (все-таки скорее многих.— А. К.). Страны СНГ стали более активно переходить во взаимных расчетах на национальные валюты (но еще не перешли.— А. К.).
Владимир Путин обратил внимание на проблемы Армении и Азербайджана:
— К сожалению, вызовы и угрозы в этой области, прежде всего извне, с каждым годом только растут. Приходится признать, к сожалению, и то, что между государствами—участниками Содружества также возникают разногласия. Главное, однако, что мы готовы и будем сотрудничать. И даже если возникают какие-либо проблемные вопросы, стремимся решать их сами, вместе, сообща, оказывая друг другу товарищескую помощь и посредническое содействие.
А не в Брюсселе то есть.
Тем не менее трехсторонняя встреча между Владимиром Путиным, Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым в Петербурге даже не планировалась. И судя по тому, как двое последних не смотрели друг на друга, и не могла планироваться.
Впрочем, двусторонняя, между Владимиром Путиным и Николом Пашиняном, на следующий день должна была состояться.
— Уважаемые друзья, еще раз благодарю вас за то, что откликнулись на приглашение приехать в Санкт-Петербург. Это было общее желание, мы неоднократно к этому возвращались, но все-таки формально это инициатива России, и я вам благодарен за ее поддержку,— заключил российский президент свою дежурную речь.
Но я все-таки не ожидал, что она окажется настолько дежурной. Это выяснилось буквально тут же.
Дело в том, что журналистов попросили покинуть зал заседаний, и было полное впечатление, что разговор только начинается. А на самом деле он тут же закончился
То есть через пять минут все лидеры СНГ уже сидели в автобусе, который отвез их в «Ленинград Центр» (за автобусом ушли пустые кортежи), на улицу Потемкинская.
Там лидеров ждал ужин».
Смежные статьи
- 2023 год станет Годом русского языка в странах СНГ – Владимир Путин
- Участники саммита СНГ в Петербурге не будут обмениваться новогодними подарками
- Путин: Между участниками СНГ возникают разногласия, но есть готовность их решать
- Саммит СНГ в Санкт-Петербурге: приехавший первым Никол Пашинян забыл, что надо сфотографироваться
- Пашинян прибыл в Россию вместе с супругой и дочерью