Никол Пашинян: Ереванский саммит ОДКБ завершился, но разговор еще не окончен
Никол Пашинян на пресс-конференции 10 января детально ответил на вопрос корреспондента Общественного телевидения Армении.
– После проведенного в минувшем году в Армении заседания члены ОДКБ отказались осудить действия Азербайджана, соответствующее заявление принято не было. Помним также, что адекватной реакции не последовало и по двум обращениям Армении. На днях было заявлено о проведении в Армении учений ОДКБ. Попрошу прокомментировать данное решение. И о каких сроках речь?
– Я полагаю, что здесь есть некоторое недоразумение на этот счет, так как министр обороны Армении уже письменно уведомил Объединенный штаб ОДКБ, что в данной ситуации мы считаем нецелесообразным проведение учений в Армении. И эти учения, во всяком случае в этом году, в Армении не состоятся.
Что касается отношений Армении с ОДКБ, скажу: мы хотим правильно понимать нюансы вопроса. Сказанное Вами совершенно правильно с точки зрения осуждения действий Азербайджана, но это не все. Я хочу, чтобы мы рассмотрели вопрос с нашей точки зрения и рассмотрели позиции других с нашей точки зрения.
Мысль о том, что Россия является союзником номер один и гарантом безопасности в сфере безопасности Армении, была краеугольным камнем в процессе становления Армении. Должен сказать, что мы также восприняли и воспринимаем этот вопрос именно таким образом. И после 44-дневной войны в 2020 году нашей главной заботой и повесткой дня в первую очередь с РФ было следующее: у нас есть опасения, что Азербайджан предпримет агрессивные действия против международно признанной территории Армении. И это было основной темой нашего общения в сфере безопасности с Россией. На мой взгляд, этот разговор был очень конкретным. И в результате этих бесед мы получили официальные заверения в том, что границы Армении являются красной линией для наших союзников и партнеров в сфере безопасности. Когда в мае 2021 года произошли известные события на участке Сотк-Хознавар, вторжение на территорию РА, Армения ожидала от РФ и партнеров по сфере безопасности конкретных действий в рамках ранее достигнутых договоренностей. И в ответ на запросы и заявления РА мы получили замечание, что границы между Арменией и Азербайджаном не демаркированы. И в этом контексте возникло содержательное противоречие: где же проходит эта красная линия, которую мы уже в межгосударственных отношениях зафиксировали? В этом контексте ответ на этот вопрос стал очень важным для построения отношений в дальнейшем. Эта «красная линия» де-юре существует и является зоной ответственности ОДКБ в регионе, в частности в РА.
И во время прошедшего в Ереване саммита ОДКБ главная задача, которую мы ставили, заключалась в том, что у нас есть не только теоретическая задача, но и практическая задача показать и понять, что является зоной ответственности ОДКБ в Армении. И мы сказали, что без официального признания этой линии мы не можем себе представить принятие какого-либо другого документа. Таково основное содержание, которое актуально и сегодня. Иными словами, ереванский саммит ОДКБ завершился, но разговор еще не окончен. И это остается вопросом нашей повестки дня.
То, что я говорю, довольно долго обсуждалось как в формате Армения-Россия, так и в формате ОДКБ.
Следующий вопрос таков: в последнее время Азербайджан в своих отношениях со странами Запада объясняет свои агрессивные действия тем, будто опасается, что РА и Россия готовят совместные агрессивные действия против Азербайджана, и он предпринимает будто бы «превентивные» меры. Мы все, естественно, знаем, что говорить об этом абсурдно, но, с другой стороны, на фоне событий в Украине этот нарратив вызывает определенный интерес, и именно для этого Азербайджан на Западе развивает его.
И мы обращаем внимание наших российских партнеров на этот факт, отмечая, что фактически в условиях их бездействия получается, что российское военное присутствие в Армении не только не гарантирует безопасность Армении, но, наоборот, создает угрозы безопасности Армении. Но мы не делаем выводов из этих фактов, пока лишь фиксируем эти факты
И я хочу сказать, чтобы не создавалось впечатления, что такого разговора не было на том или ином этапе наших отношений. Это был постоянный разговор, другое дело, что мы в основном работали над тем, чтобы поддерживать его на рабочем консультативном уровне. Возникнет вопрос, почему я говорю об этом публично. По очень простой причине: потому что я не могу допустить, чтобы у общественности РА сложилось впечатление, что мы в своей работе, на переговорах, в отношениях недостаточно занимаемся вопросами, касающимися интересов РА. Очень важно, чтобы наше сообщество знало, что мы действительно работаем над этими темами каждый день и будем продолжать это делать.
Смежные статьи
- Песков: ОДКБ прояснит позицию Армении по учениям организации в 2023 году
- Нового генсека ОДКБ Имангали Тасмагамбетова официально представили на заседании в Москве
- Пашинян – о выходе из ОДКБ: Не думаю, что нам следует разговаривать с партнерами на языке ультиматумов
- В Армении пройдут учения миротворческих контингентов стран ОДКБ