«Голос Армении»: Почему власти Армении так охотно принимают явно заниженные данные об армянских пленных?
Газета «Голос Армении» пишет:
«8 декабря появилось сообщение о том, что попавший в плен 10 ноября 2020 года, а затем осужденный в Баку на длительное тюремное заключение как «наемник» ливанский армянин Виген Эулджекян попросил родных любым способом вызволить его. По словам матери, он очень болен и истощен, состояние критическое: Эулджекян похудел на 50 килограммов, весит сейчас порядка 45 и практически не ест. Как заявляют армянские правозащитники, все 2 с лишним года плена Виген подвергается в Баку жестокому бесчеловечному обращению и жизнь его находится в опасности.
На отчаянный крик матери Эулджекяна о помощи отреагировали правозащитники, оппозиционные депутаты, СМИ. Ни один армянский чиновник или депутат, ни один правительственный орган, включая Министерство обороны, комиссара по делам Диаспоры и действующую в СНБ межведомственную комиссию по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших во главе с директором ведомства Арменом Абазяном, не сочли нужным хоть как-то откликнуться на SOS, выразить соотечественнику хотя бы чисто человеческое сочувствие.
Этот крик просто не заметили: в самом деле, с какой стати нынешние армянские власти должны утруждать себя организацией помощи какому-то ливанцу, пусть даже армянину и пусть даже репатрианту – как известно, Виген переехал жить в Шуши за несколько месяцев до начала 44-дневной войны. Нынешние власти РА не интересует уже судьба и собственно армянских граждан, томящихся в бакинских застенках, а уж участь гражданина Ливана их и подавно не волнует.
Правда, отдельные армянские высокие чины по привычке все еще упоминают армянских пленных и без вести пропавших в своих выступлениях, изредка по инерции поднимая вопрос их возвращения. Но делается это настолько формально, не будучи подкрепленным конкретными шагами и действиями, что давно уже всем ясно: пашиняновское правительство умыло руки и в этом вопросе, как в любом другом, касающимся 44-дневной войны и ее последствий.
Яркий пример тому – заявление Пашиняна в ходе недавней пресс-конференции 10 января о том, что, дескать, поиски пропавших без вести после сентябрьской агрессии Азербайджана, а также 44-дневной войны, продолжаются. Между тем скоро исполнится ровно год с того дня, когда поиски останков на оккупированных территориях Арцаха были прекращены по требованию Азербайджана, причем без каких-либо причин. Ни разу за этот год власти Армении не поднимали вопрос на международных площадках, и теперь уже ясно почему: им это неинтересно, им безразлична судьба павших за Родину солдат, они абсолютно равнодушны к боли их родных, до сих пор не имеющих возможность похоронить своих сыновей. Взамен Пашинян, не моргнув глазом, выдает циничную ложь о продолжении поисков…
Вспомним и о телах армянских солдат, погибших в ходе сентябрьской агрессии Азербайджана, которые до сих лежат непогребенными на территории Армении. Когда в последний раз об этом говорили представители Минобороны или любого другого армянского госведомства – уже трудно вспомнить. И даже удивляться не приходится, ибо подобное отношение к гражданину РА – армянскому воину, погибшему за родину, абсолютно в порядке вещей для правительства предателей-младоармянотурок.
Более того, армянские чиновники на самом высоком уровне вот уже почти год повторяют выгодную Азербайджану ложь относительно числа остающихся в Баку военнопленных, не обращая никакого внимания на данные армянских экспертов. В последний раз это сделал буквально позавчера - 17 января глава МИД Мирзоян, известный общественности как бывший турецкий шпион по кличке Омега. Выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ, сей доморощенный «дипломат» заявил, что «в Азербайджане до сих пор удерживаются в заложниках 33 армянских пленных, которых Баку отказывается передать Армении».
Ровно месяцем раньше, 16 декабря, ту же самую ложь озвучила Защитник прав человека Кристине Григорян: «Азербайджан, нарушая нормы международного права и международного гуманитарного права, продолжает удерживать 33 пленных, пленение которых подтверждает». Тем самым, в свою очередь, подтвердив, что власти Армении руководствуются не объективными и обоснованными данными армянских экспертов, а заявлениями Азербайджана.
Собственно, то же самое делал несколько раз в течение прошлого года и сам Пашинян, приводя официально подтвержденное Баку число насильственно удерживаемых пленных. К примеру, 25 мая в парламенте он заявил, что Баку подтвердил факт содержания на своей территории 39 граждан Армении. В начале сентября было возвращено 6 человек, в итоге армянские официальные лица начали озвучивать число 33.
Между тем армянские специалисты, вплотную занимающиеся вопросом военнопленных и заложников, называют совсем другие данные. Так, по словам представителя армянских военнопленных в ЕСПЧ Сирануш Саакян, в бакинских тюрьмах находится 113 армянских военнопленных, попавших в плен во время и после 44-дневной войны. «Я не знаю, почему власти Армении следом за Азербайджаном повторяют число 33. Все данные по ним собраны и переданы в соответствующие инстанции», - отметила адвокат.
В самом деле, почему власти РА так охотно и без какого-либо возражения принимают явно заниженные данные об армянских пленных, которые озвучиваются Азербайджаном, хотя армянские юристы владеют данными о людях, число которых почти в 4 раза больше? Помимо давно очевидного факта того, что команда предателей следует в русле турецкой политики во всем, даже в столь болезненном вопросе, есть все основания выдвинуть еще одну версию.
К сожалению, уже мало кто в Армении (кроме разве что родственников пленных и очень узкого круга правозащитников) помнит о том, что большая часть удерживаемых в Азербайджане армян была предана суду. Военнопленных заклеймили диверсантами, наемниками, террористами и экстремистами и по итогам грубо сфабрикованных незаконных процессов приговорили к разным срокам тюремного заключения – вплоть до 20 лет, как Вигена Эулджекяна. Цель понятна: теперь в ответ на требования вернуть пленных в соответствии с заявлением от 9 ноября (не говоря уже о нормах международного права) Алиев может заявить, что это не пленные, а осужденные судом преступники.
Повторяя число всего лишь подтвержденных Азербайджаном армянских пленных, Пашинян, Мирзоян, Кристине Григорян и пр. фактически легитимируют право Алиева считать граждан РА, попавших в плен в результате военных действий и после них, преступниками. В свое время власти Армении слова не проронили против грубо сварганенных судебных процессов и осуждения военнопленных, а уже после этого они дают своим дружкам в Баку серьезный козырь: все основания утверждать, что эти суды были законными, и «преступники» отбывают назначенный им срок.
Как и в любом ином случае с антиармянскими действиями де-факто властей РА, не приходится и на сей раз сомневаться в том, что это делается специально, намеренно, по согласованию с Баку и Анкарой и с весьма определенными целями…»