«Да будет свет». Сегодня день рождения армянского поэта Паруйра Севака
«... Рождение Паруйра Севака поистине можно охарактеризовать как "Да будет свет" (название книги поэта. – Ред.) для нашей жизни, нашей культуры, нашего настоящего и нашего будущего», – это слова Католикоса всех армян о Паруйре Севаке.
99 лет назад в этот день, 24 января 1924 года, родился великий армянский поэт и литературовед Паруйр Севак (наст. фамилия Казарян).
«Народ тебя родил ценой борьбы, родил вовремя, чтобы с твоей помощью воспеть свою боль и радость. Такие личности нелегко рождает народ и не может легко с ними расставаться», – сказал о Севаке художник Мартирос Сарьян.
Паруйр Севак родился в селе Чанахчи (ныне Зангакатун) Араратского района Армении.
После окончания школы, в 1940 году Паруйр Севак поступил на отделение армянского языка и литературы филологического факультета ЕрГУ. После окончания ЕрГУ в 1945 году, Севак поступает в аспирантуру Академии Наук Армении. В эти же годы он женился на своей однокурснице Майе Авагян и у них родился сын — Грачья, однако через несколько лет этот брак распался.
Севак уехал учиться в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. В Москве он женился на Нине Менагаришвили. В браке с Ниной у Севака родилось двое сыновей — Армен и Корюн. В 1955 году он закончил институт им. Горького и до 1959 года занимался преподавательской деятельностью в том же институте.
В 1960 году Севак возвращается в Ереван. В 1963—1971 годах работал в Институте литературы им. Абегяна в качестве старшего научного сотрудника; в 1966—1971 годах был секретарем правления Союза писателей Армении; в 1967 году защитил диссертацию и получил степень доктора наук.
В 1968 году был избран депутатом Верховного Совета Армянской ССР. Депутат Верховного Совета СССР.
Первые стихотворения Паруйра Севака увидели свет в журнале «Советская литература». А через время были опубликованы первые сборники стихов «Бессмертные повелевают» (1948), «Дорога любви» (1954), «Снова с тобой» (1957), «Человек на ладони» (1963), «Да будет свет» (1969) и первая поэма «Несмолкающая колокольня» (1959), где центральная фигура поэмы — композитор Комитас, её главная тема — история жизни и смерти композитора.
Именно судьба великого композитора Комитаса вдохновила художника на создание этих работ. Поэма, иллюстрированная Ханджяном, стала настольной книгой в каждой армянской семье. Иллюстрации художника помогают сохранить в памяти читателя яркий образ героя и показывают его собственное отношение к этим трагическим событиям.
Большое воздействие на творчество Паруйра Севака оказал тот факт, что его родители вынуждены были бежать из Западной Армении, спасаясь от Геноцида армян 1915 года. Раздумья поэта о геноциде отражены, в основном, в поэмах «Несмолкающая колокольня» (1959) и «Трёхголосная литургия» (1965), которая посвящена 50-летию геноцида 1915 года.
Паруйр Севак перевел на армянский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Янки Купалы, Райниса, Брюсова, Абашидзе, Маяковского, Межелайтиса, ряда венгерских поэтов и др. А его произведения изданы на русском, украинском, литовском, грузинском, чешском, венгерском и других языках.
Паруйр Севак является лауреатом Государственной премии Армянской ССР (1967), за создание лирической поэмы «Несмолкающая колокольня» (1959) — удостоен Государственной премии СССР.
«Никто из его современников не оставил такого следа в армянской поэзии, как Паруйр Севак. Он вошел в литературу на правах собственника и хозяина дома. Идеал Севака – «мыслящий, интеллектуальный, знающий герой», независимо от того, лирический он герой или нет. Герой, идущий в ногу со временем, способный «духовно удовлетворить» читателя»», – сказала ранее в беседе с корреспондентом Panorama.am доктор филологических наук Лилит Арзуманян.
«Среди поэтов нашего поколения он был самым младшим, но самым старшим по заслугам и гениальности», – писал о Севаке поэт Амо Сагиян.
Великий армянский поэт Паруйр Севак и его супруга Нелли Менагаришвили погибли 17 июня 1971 года в автомобильной катастрофе. Катастрофа произошла в Араратской долине на ровном месте в солнечный день. Трагедия до сих пор вызывает множество противоречивых вопросов, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в периодической печати.