Закарян – «ГА»: То, что говорилось Пашиняном и его подельниками на тему армии, – страшная ложь
«То, что говорилось Пашиняном и его подельниками на тему армии - страшная ложь», - отмечает в интервью «ГА» экс-замминистра обороны Армении Артак Закарян.
- 28 января – День армии, день, когда мы будем отмечать 31-ую годовщину создания Вооруженных сил Республики Армения. Между тем как мы отмечали этот день 5-10-20 лет назад, и сегодня, лежит пропасть. Если обратиться к прошлому и вернуться в сегодняшний день, какова нынешняя ситуация в армянской армии, и каким был пройденный путь?
- K сожалению, то, что сейчас творится в нашей армии, – это невыразимо с точки зрения того, как можно было превратить армию в такой хаос, при большом желании и старании властей. Потому что самым состоявшимся институтом за период независимости Армении, самым мощным и дееспособным институтом была именно армия и совокупная система обороноспособности страны– та, которую мы оставили этим капитулянтам ещё в 2018 году. Все показатели нынешней плачевной ситуации в сфере оборонной политики свидетельствуют о том, что нужны коренные изменения. Во-первых, это смена военно-политического руководства страны, начиная с премьер-министра, заканчивая последним политическим персонажем, занимающимся государственными делами, оборонной политикой и политикой безопасности.
Армия – составная часть безопасностной среды нашего государства. Без нее мы не можем сохранить государственность. А представления нынешних так называемых властей касательно армии совершенно не адекватны тем вызовам и угрозам, перед которыми стоит наш народ и государство. Надо полностью поменять военно-политическое руководство – это раз. Это политическая задача, без решения которой никакие «суперреформы» не помогут.
- Представители пашиняновской власти утверждают, что в армии уже осуществляются какие-то реформы – о чем речь?
- Об очередном вранье. Не видно никаких реформ. Во-первых, на бумаге ничего нет, даже представления нет, и своими выступлениями власти демонстрируют, что не имеют представления о каких-либо реформах. Между тем надо полностью структурно переформировать армию. Потому что изменились задачи, возможности, стратегические, оперативные и тактические цели. Надо полностью перевооружаться, а для этого необходимо, чтобы политические власти имели соответствующие навыки и способы для перевооружения – это и внешняя политика, и понимание безопасностной среды (что будет через 5-10 лет, четкое представление, что нужно делать каждый день, неделю, месяц, год, дабы возродить боеспособность и мощь армянской армии), и целенаправленные шаги по повышению уровня защищенности и обороноспособности страны на всех уровнях. К сожалению, у нынешних властей представлений обо всем этом – ноль. Трагедия 19 января с гибелью 15 военнослужащих – показатель того, что в армии не работает вертикаль власти, нет конкретной ответственности всех должностных лиц – и военных, и политических, нет нужного контроля над подразделениями. Когда какой чин в последний раз был в этой сгоревшей «казарме»? Как можно было не увидеть тех совершенно недопустимых условий, в которых служили наши ребята?!
- Помнится, в дни «бархатного» переворота, да и после, Пашиняном и его сторонниками тема армии активно муссировалась, дескать, при «бывших» наши солдаты жили впроголодь, одевали что попало, стреляли из чего попало, оборонялись от противника чуть ли не рогатками. А уже после поражения в 44-дневной войне много было спекуляций на предмет того, что оно, поражение, опять-таки – вина «бывших», которые разворовывали, не кормили, не обували, не вооружали солдат. Если не эмоционально, а предметно – что было и что стало с нашей армией?
- То, что говорилось Пашиняном и его подельниками на тему армии, тиражировалось фейками – именно спекуляции и страшная ложь, имевшая целью отколоть общество от армии и расширить сферу недоверия общества к прежней власти. На самом деле, в течение всего процесса развития армии, начиная с 1994 года, сразу после перемирия по победоносным итогам первой карабахской войны, армянская армия быстрыми темпами начала перевооружаться, повышать обороноспособность, создавались оборонительные и укрепрайоны, специальные боевые подразделения со своими постоянными дислокациями, отдельные войсковые части и т.д. Год за годом обороноспособность нашей страны завоевала новые уровни.
Наши сограждане в течение руководства «бывших» никогда не чувствовали страха и чувства небезопасности. Жили себе спокойно, занимались повседневными делами, учились, развивались, думали о будущем. А сейчас у большинства людей доминирующим чувством стало чувство незащищенности. И это идет от того, что нынешние власти не имеют представления о том, что такое оборона, защищенные границы и защищенное государство. Если отставить в сторону пропагандистские манипуляции в контексте того, что было в армии, то объективно надо сказать: конечно, в армии «до Никола» тоже были проблемы, но это были проблемы развития, которые планомерно решались. А вот то, что солдаты в армии недоедали, не имели одежды, оружия – это абсолютная ложь. Такое могут говорить только те, кто искал причины для того, чтобы не служить в армии. И провал апрельской агрессии Азербайджана в 2016 году, и течение всего процесса карабахского урегулирования наглядно показывают: если бы наша армия и военно-политическое руководство были слабыми, то Азербайджан в любое время мог бы начать военные действия и добиться успеха.
- Мог бы, но не начинал…
- Не начинал. Именно наша армия была альфой и омегой предотвращения вызовов и угроз со стороны противника, армия была основой и опорой нашей успешной политики. Это то, чего сейчас нет. Мы видим, в каком уничижительном тоне говорят наши недруги и враги о нашем государстве и руководстве. Потому что они уже видят, что армянская армия – уже не та армия, которая полностью держала под контролем свою зону ответственности на территории Южного Кавказа. Причем самостоятельно держала. У нас были и соответствующие вооружения, и получали мы большое количество военно-технической помощи со стороны наших союзников – России и стран-членов ОДКБ. При этом, армянские ВС имели вес и на мировой арене, принимая активное участие в разных миротворческих программах и в Косово, и в Афганистане, и в Сирии, Ливане, Мали… Говорить, что в армянской армии того не было, другого не было – значит распространять ложь. Есть тысячи фактов, опровергающих все эти сказки. И, наоборот, сейчас есть тысячи фактов, доказывающих, что когда нынешние власти утверждают, что занимаются реформой армии – это ложь. К сожалению. Я бы очень хотел, чтобы это было правдой, потому что это касается всех нас - все мы граждане, которые надеемся на нашу армию, равно как имеем перед ней определенные обязательства. Если завтра меня призовут, я с радостью пойду служить своей стране, ни секунды не сомневаясь. Но мы также видим то, что творится в нашей армии – ситуация не говорит о лучшем. Говорю это как человек, который в свое время взял на себя ответственность за оборонную политику. Пусть это был не слишком долгий срок, всего один год, но я знаю сферу изнутри, и то, что вижу сейчас со стороны, просто плачевно.
- А когда вы сами проходили армейскую службу – как было тогда?
- Я служил с 1996-го по 1998 год. Армия имела свою мощь, боевой дух, славный боевой путь, наши солдаты, сержанты, офицеры - большая часть из них были уже с боевым опытом. Многого не хватало в те годы, но строилось, создавалось, укреплялось тогда и потом – окопы, траншеи, инженерные пути сообщения, и т.д. Приобреталось вооружение. Да сами наши враги об этом говорят. Недавно Байрамов в ходе пресс-конференции минут пять только жаловался на то, какие укрепрайоны и непроходимые барьеры имели Армия обороны Арцаха и ВС Армении, и с каким трудом они смогли прорвать оборону. До сих пор они говорят о военной техникe, военных сооружениях, которые остались, в том числе, и на оккупированных Азербайджаном территориях Арцаха.
- Все это было результатом тех лет?
- Это было результатом каждодневной работы армии, несущей боевое дежурство в режиме нон-стоп и одновременно повышающей боеспособность учениями как самостоятельно, так и совместно с нашими союзниками. Словом, это была Армия – со всеми компонентами и по всем показателям. А что сейчас? Армия больше похожа на фидаинские отряды? Недавно прочел, что какая-то организация на горисском направлении сама начала себе строить какие-то инженерные сооружения, рыть окопы. Это уму непостижимо. Разве мы не прошли все это 30 лет тому назад?! И вернулись обратно - в нулевую, даже минусовую точку. Ради чего?! Чтобы терпеть Никола и его политическую банду?! Впрочем, даже не политическую, а непонятно какую – просто группировку…
Продолжение следует…»