Сергей Маркедонов: Означают ли «настойчивые требования» Блинкена к Алиеву некий поворот Вашингтона в сторону Еревана?
Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов в своем Telegram-канале пишет:
«"Позвони мне, позвони…" (тактические и стратегические выводы по итогам телефонного разговора Энтони Блинкена и Ильхама Алиева)
1. Госсекретарь США Энтони Блинкен в начале новой трудовой недели позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Всегда интересны интерпретации подобных разговоров. Пресс-служба главы Азербайджанского государства и веб-сайт Госдепа выделили разные акценты беседы. Так, по версии Баку, «в ходе беседы госсекретарь США выразил обеспокоенность ситуацией, возникшей на территории Азербайджана в Лачинском коридоре. Энтони Блинкен выразил приверженность США нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном и свою поддержку переговорам по мирному договору».
Вашингтонская версия несколько отличается. Прежде всего, императивной тональностью Блинкена, который, как сообщается «поговорил сегодня с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, чтобы призвать к немедленному открытию Лачинского коридора для коммерческих перевозок. Он подчеркнул, что риск гуманитарного кризиса в Лачинском коридоре подрывает перспективы мира между Арменией и Азербайджаном». Не больше и не меньше!
2. Означает ли это некий поворот Вашингтона в сторону Еревана? Думается, что сама постановка такого вопроса отражает, скорее, непонимание американских подходов к Закавказью. После «второй карабахской войны» 2020 года Штаты многие эксперты (особенно те, кто оценивает международные процессы посредством “wishful thinking”) поспешили удалить из кавказского уравнения. Но сделано это было совершенно напрасно. Почему США были так пассивны 2, 5 года назад, фактически передоверив распутывание карабахского клубка Москве? Две базовые причины. Карабах и конфликт Армении и Азербайджана не рассматривались в контексте расширения НАТО, а также, как кейс «российского ревизионизма». Москва же не признала Степанакерт, не включила непризнанию НКР в свой состав! Сделай она то или иное, или оба шага вместе, реакция была бы другой. Но никаких планов ухода из Кавказского региона у США не было, нет и быть не может.
3. Во внешнеполитических курсах Москвы и Вашингтона наблюдается асимметрия восприятия Кавказа. Если для России положение дел на Кавказе видится в категориях борьбы за повышение уровня безопасности внутри страны, в особенности в северокавказских республиках, то для США Кавказ традиционно был частью более широких политических планов (от отношений с Турцией до сдерживания Ирана или России в Евразии). Не последнюю роль здесь играет и стремление Вашингтона не допустить объединения ресурсов евразийских держав ради минимизации американского влияния в мире в целом, и в отдельных регионах в частности. Отсюда и все действия.
4. Сегодня США важно вытеснить Россию с Кавказа, а для этого нужно, во-первых, дискредитировать ее как модератора, миротворца и гаранта безопасности Армении. Отсюда и «настойчивые требования» к Алиеву. «Москва не может, а мы можем» - вот модель. И ради этого надо давить на Баку (можно поддавливать и на Анкару). Но это не означает проармянского крена. Азербайджан нужен Штатам, как противовес Ирану и России (в первом случае безопасность в основе, во втором- безопасность+ энергетика, нефть с Каспия рассматривается, как альтернатива российскому «черному золоту»). Добавим к этому азербайджано-израильскую кооперацию. Армения же нужна Вашингтону, как инструмент, напоминающий Турции, что ее влияние в Евразии небезгранично. «Будете спорить, вспомним про геноцид армян в Османской империи». Плюс весь арсенал про права человека и гуманитарные ценности.
5. Для России Кавказ- это Азербайджан, Армения, Грузия+ Абхазия и Южная Осетия (последние, в том числе и как инструмент давления на Тбилиси). Для США Кавказ- это Иран, Турция и Россия, сдерживание их «ревизионизмов» и недопущение их альянса, хотя бы ситуативного. Откажись Тегеран, Анкара и Москва от собственных амбициозных геополитических проектов, США сочтут это за проявление «конструктивности». Здесь нет какой-то особой тюрко-, персо- или русофобии. Исключительно забота об интересах. Nothing personal just Business! As usual!».
Смежные статьи
- Нед Прайс: США призывают к полному восстановлению свободного передвижения по Лачинскому коридору
- Песков: Россия продолжает вести кропотливую и сложную работу с Арменией и Азербайджаном