IT-гиганты массово сокращают сотрудников
В 2023 году рабочих мест лишились около 50 тысяч человек, занятых в IT-индустрии. А в 2022-м были уволены более 150 тысяч специалистов. Об этом говорится в материале информационного интернет-ресурса «Голос Америки».
Музыкальный сервис Spotify объявил о сокращении примерно 600 сотрудников, это около 6-ти процентов штата компании. Ранее Google анонсировал увольнение 12-ти тысяч человек, а до него на подобные шаги пошли Microsoft, Amazon и другие IT-гиганты. Их руководители объясняют кадровые решения, вывешивая меморандумы в блогах на своих же сайтах. Ссылаются на внешние экономические причины, как, например, глава Google и её материнской компании Alphabet Сундар Пичаи.
«Последние два года, - пишет он, - мы переживали период бурного роста. Чтобы соответствовать и способствовать ему, мы нанимали новых сотрудников. Но сегодняшняя экономическая реальность оказалась иной».
Только за три недели 2023 г. IT-корпорации и другие компании, бизнес которых во многом завязан на информационные технологии, сократили почти 50 тысяч человек. Лидирует Amazon - 18 тысяч уволенных. Правда, это около 1% от штата примерно в 1,5 млн сотрудников. За уже упомянутым Google с его 12 тысячами сокращений следует Microsoft – 10 тысяч. Далее – Salesforce, Goldman Sachs, Wayfair, Spotify и другие. Некоторые из них сократили до десятой части работников. Илон Маск в прошлом году уволил из Twitter вообще полштата. А Facebook в 2022 году сократил 13% рабочих мест.
Один из немногих высокотехнологичных гигантов, который пока не объявлял об увольнениях, - Apple. Единственное, что попало в компании под сокращение, - это зарплата генерального директора Тима Кука, он получит в 2023-м $49 млн вместо $83 млн.
IT-гиганты вынуждены экономить, потому что их штаты, действительно, оказались раздуты, - считает генеральный директор Femida.us Дмитрий Дубограев. «Я думаю, сейчас просто происходит самоочищение рынка от перегрева, – говорит он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Поэтому я чего-то критического в данный момент не вижу».
Перегрев, о котором говорит Дубограев, произошел в IT-гигантах от доступных денег. До скачка инфляции, при низкой ключевой ставке ФРС – а значит, дешевых кредитах, – инвесторы охотно вкладывались в IT, в том числе и в рискованные экспериментальные проекты, в которых совершенно нет гарантии прибыли, но если повезет, то дивиденды будут огромными. Правда, порой в отдаленном будущем.
Профессор экономики Университета Сиэтла Владимир Дашкеев приводит такой пример: «Если вы посмотрите, скажем, на Boeing, то у него есть заводы, у него есть конструкторские бюро, и у него все происходит здесь и сейчас. А если вы посмотрите на Microsoft, Amazon или Facebook, то их оценивают по потенциалу роста, по тому, какие возможности их технологии смогут открыть в дальнейшем».
Тот же Amazon за время пандемии увеличил количество сотрудников почти вдвое. Это диктовали гигантский спрос на услуги из-за тотального карантина и низкая ключевая ставка ФРС. Но, если Федеральная резервная система берет курс на последовательное повышение ставки, как в 2022 году, инвестор понимает: дешевых денег уже не будет. Вложения становятся не только рискованными, но и дорогими. Закладываться под будущее становится опасно, обеспечить бы настоящее.
Во многом поэтому технологическая биржа HASDAQ в целом просела в 2022 году примерно на 50%. Котировки ряда IT-гигантов, в частности, – тоже падали. Google – в сравнении с прошлым февралем – подешевел почти на треть, котировки Amazon – упали едва ли не вдвое, Microsoft потерял около 20%.
«Я бы не сказал, что пузырь прямо сейчас лопнул, – заявил «Голосу Америки» технический директор компании «Scentbird» Андрей Ребров. – Произошла корректировка рынка. То есть компании стали стоить более адекватных денег, их оценка, наконец-то, стала связана с их выручкой, а не с банальным желанием, как принято сейчас говорить, «хайпануть».
Но при этом десятки тысяч человек оказываются без работы, которая многим позволяла не привязываться к конкретной стране. Особенно это было актуально для российских айтишников, уехавших за границу после начала войны в Украине.
«Я знаю многих ребят из России, Украины, Беларуси, которые сюда в свое время приехали и все еще находятся на визе, связанной с работодателем, - говорит Ребров. – Сейчас они попали под сокращение. Но очень большое уважение вызывает USCIS (Службы гражданства и иммиграции США), которая увеличила срок нахождения в США тех, кого сократили. У них теперь сильно больше времени для того, чтобы найти нового работодателя».
Искать его необязательно в чистом IT-секторе, - подсказывают экономисты. По их словам, большой спрос на информационные технологии сейчас в автомобильной индустрии и банковской сфере, энергетике, фармацевтике и других областях.
«Я не думаю, что эти люди пойдут работать в Starbucks «или подметать улицы», – считает Дмитрий Дубограев. А по мнению Владимира Дашкеева, как только процентная ставка начнет снижаться, а экономики будут расти, в IT-сфере вновь начнут открываться вакансии. Правда, оговаривается Дашкеев, вряд ли это произойдет в нынешнем году.
Тем временем освободившийся от 10 тысяч сотрудников Microsoft проанонсировал приобретение компании OpenAI – она ведет разработки в области искусственного интеллекта – за несколько миллиардов долларов. А индекс NASDAQ, где торгуются акции высокотехнологичных компаний, 23 января прибавил больше 2%. Правда, уже на следующий день чуть отыграл назад.