«Голос Армении»: В Арцахе с каждым днем крепнет решимость бороться за свою свободу и достоинство
Газета «Голос Армении» пишет:
«Блокада Арцаха продолжается уже более полутора месяцев. В гуманитарном плане в республике сложилась поистине катастрофическая ситуация. Нет тепла, нет света, нет минимальных условий для нормального функционирования социальных объектов и промышленных производств, нет продовольствия и лекарств… Казалось бы, совокупность перечисленного не оставляет никаких шансов исправить положение к лучшему, наоборот, просто заставляет опустить руки.
Однако прямо противоположно усугубляющемуся кризису социальной и прежде всего физической безопасности, в Арцахе с каждым днем крепнет решимость бороться за свою свободу и достоинство, наблюдается процесс сплочения народа, консолидации вокруг национальной мечты о независимости – точно так, как это было 35 лет назад. Спустя 2 года после завершения боевых действий 44-дневной войны арцахцы словно почувствовали новый прилив сил, энергии и стойкости.
Говорим это без всякого намека на пустопорожний пафос. Все, кто постоянно поддерживает связь с арцахскими соотечественниками и имеет объективное представление о положении в республике, могут подтвердить сказанное.
Вместе с тем подтверждается уже неоднократно озвученная нами мысль о том, что инициированная авторитарным бакинским режимом блокада способствовала возвращению Арцахского вопроса в международную повестку. Даже несмотря на то, что фокус мировой политики, СМИ и общественного внимания уже почти год, как сосредоточен на Украине и развивающихся вокруг нее геополитических процессах, Арцах, хоть и не в достаточной для нас степени, но получает свою долю внимания. И эта доля будет неуклонно расти параллельно продолжению Азербайджаном попыток блокадой заложить начало этническим чисткам арцахских армян.
Посему и эффект от нынешних действий Алиева неоднозначен. Ибо несмотря на ряд успешных договоренностей с Западом и Москвой о поставках энергоресурсов, никто из крупных игроков не собирается отказываться от возможности держать апшеронского диктатора под контролем посредством карабахской проблемы. А карабахской проблемы без проживающих на своей исторической родине армян быть не может в принципе.
И, наконец, одним из уникальнейших составляющих арцахского парадокса является факт, на который, к сожалению, никто пока не обратил должного внимания. Дело в том, что сложившаяся в республике тяжелая ситуация способствовала появлению там нового и сильного лидера, становление которого в условия вяло текущих политических процессов доблокадного Арцаха было бы делом нереальным. Неясно пока – с подачи ли внешних центров или по стечению объективных обстоятельств, однако блокадный Арцах дал жизнь уникальному феномену по имени Рубен Варданян.
Этот человек в максимально короткий срок переродился из бизнесмена и филантропа в политического деятеля, увязавшего главную миссию своей жизни с судьбой оставшегося в фактическом одиночестве арцахского армянства. Сказанное – отнюдь не дифирамб Варданяну, а констатация факта, ибо в иных политико-исторических обстоятельствах столь быстрой и эффективной метаморфозы не случилось бы. И в этом есть лепта лично Алиева, способствовавшего формированию в международном медиапространстве антагонистического своей авторитарной персоне образа борца за свободу.
На первых порах блокады Алиев в числе главных своих условий открытия Бердзорского коридора озвучил требование о немедленном выдворении Варданяна из Карабаха, однако, быстро осознав свою ошибку, в скором времени замолк. Что стало дополнительным свидетельством того, что в Баку больше не хотят собственнолично пиарить Варданяна, появление которого в политическом поле азербайджано-арцахского противостояния стало для алиевщины большой головной болью. И избавиться от нее уже не так-то просто, поскольку новый фактический лидер арцахцев с несомненным успехом осваивает самые авторитетные мировые медиаплощадки, вынося в международный эфир освещение и общественное обсуждение темы справедливой борьбы народа за выживание и свободу на собственной земле.
Одним словом, налицо факт быстрого и эффективного становления в армянской политической реальности новой значимой фигуры. Толчком к этому феномену послужила террористическая политика Алиева, а также соглашательское отношение к этой политике Пашиняна. В результате обоим главарям режимов есть чего опасаться. Алиев в лице Рубена Варданяна получил совсем не простого "сепаратистского лидера" новой формации. Ну, а кого получил Пашинян, думается, читатель догадается сам.
Арцахский парадокс действительно не перестает удивлять…»