«Я – грезящий поэт». Сегодня день рождения Ваана Теряна
Сегодня – день рождения великого армянского лирика начала ХХ века, общественно-политического деятеля Ваана Теряна.
«Певца любви» высоко ценили многие национальные писатели. «Терьян… Подобно благородному металлу он придал блеск нашему „царственному” языку, обогатил нашу национальную лирику новыми мотивами и формами, даже открыл дверь для новой рифмы…» – так, например, отзывался о нем выдающийся армянский поэт Паруйр Севак.
Сам Терьян о себе говорил: «Я – грезящий поэт».
Ваан Терьян родился в 1885 в селе Гандза (близ г. Ахалкалаки) в семье священника Сукиаса Тер-Григоряна. Детские годы поэта прошли в родной Гандзе с ее изумрудными лугами, звонкими ручейками, волнующимися полями пшеницы. Здесь он окончил сельскую школу.
В 1897 году старшие братья, учившиеся в то время в Тифлисе, взяли его к себе, обучили русскому языку, готовя его к поступлению в московский Лазаревский институт восточных языков.
В 1899 году отец везет Ваана в Москву и определяет в Лазаревский институт. Это учебное заведение сыграло большую роль в творческом становлении поэта.
На становление мировоззрения поэта решающее влияние оказали события 1905 года. В 1906 году, будучи уже студентом Московского университета, он писал: «Я всегда сочувствовал рабочему делу и из всех общественно-политических программ различных партий предпочтение отдавал социал-демократической программе». Политические симпатии Терьяна не ускользнули от внимания царской жандармерии. Во время массовых гонений и арестов Терьян вместе с друзьями Оником Оганджаняном и Мелконом Карамяном попадает в тюрьму (Бутырку). «Помню, – рассказывает М.
Карамян в своих воспоминаниях, – Ваан и Оник, став у окна своих камер, громко запели песню на слова Никитина, в то время очень распространенную среди революционеров:
«На старом Кургане, в широкой степи,
Прикованный сокол сидит на цепи».
Терьян в этот период создает стихи, ставшие образцами политической лирики. Под непосредственным влиянием революционных событий написан цикл стихов «Терновый венец».
В 1908 году в Тифлисе поэт издает свой первый сборник стихов «Грезы сумерек», предварительно ознакомив с ними Ованеса Туманяна и Аветика Исаакяна. «Чудесные вещи. кристальные чувства в безукоризненных по форме стихах. Это – подлинная поэзия, настоящая лирика», – говорит Исаакян. «Прекрасные стихи, и почти совершенная новость в нашей лирике», — подтверждает и Ов. Туманян правоту восторженного отзыва Исаакяна.
Сборник «Грезы сумерек», созданный юношей, студентом, сразу привлек к себе внимание широкой читательской общественности и критики.
В письме к видному критику Ц. Ханзадяну, отправленном из Баку, А. Ф. Мясникян писал: «Ваан и здесь уже прославился, читают его увлеченно». По свидетельству Ц. Ханзадяна, Мясникян, прочитав стихотворение «Песня расставания», растрогался до слез.
Ты взглянула с усмешкой игривой
И исчезла в дали голубой.
Я остался в тиши сиротливой,
Я заплакал, унижен тобой...
И душа моя в мире беззвездном —
Точно в море затерянный челн.
Ураганом подхваченный грозным,
Стал он жалким игралищем волн.
Ни маяк и ни тихая пристань
Не забрезжут мне вспышкой огня.
Только ветер грохочет, неистов,
Только мгла обступает меня... (пер. А. Налбандяна)
Ведущим мотивом сборника «Грезы сумерек» является тема любви. «Поэтом владело чувство всеобъемлющей любви к женщине, перед которой он раскрывал такую глубину и нежность своей души, о которой не ведали его близкие друзья», — писал Цолак Ханзадян.
Терьян создал в грезах романтический образ «чудо-девушки» и воспел ее:
О чудо-девушка, царица звезд ночных!
В душе моей больной, где только холод мглистый,
Ты теплишь свой огонь, загадочный и чистый,
О чудо-девушка, о фея грез моих! (пер. А. Налбандяна)
Сборник «Грезы сумерек» открывается стихотворением «Грусть», в нем выражен основной смысл любовной лирики поэта:
Скользящей походкой, едва различима, прошла на закате.
Крылом предвечерья, ласкающей тенью в траве и цветах
Прошла эта дева — видение, призрак, — чье белое платье
Мелькнуло и скрылось легко, точно ветер, умолкший в кустах.
И нежное что-то она прошептала в закатные дали —
Полям и деревьям, уже погруженным в туман, в забытье.
Тот шепот горячий цветы сохранили и мне передали
И трепетом тайным, священным наполнили сердце мое... (пер. А. Налбандяна)
Закончив Лазаревский институт восточных языков, Терьян учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1916 году окончил восточный факультет Петербургского университета.
Особое место в армянской патриотической поэзии занимает стихотворный цикл «Страна Наири» Ваана Терьяна.О создании цикла, посвященного родине, Терьян задумался еще в 1913 году, когда он написал одно из самых драматичных стихотворений «Неужто я поэт последний…».
Три стихотворения будущего цикла «Страна Наири» – «Неужто я поэт последний…» (1913), «Так безрадостны и похожи на плач…», «Помню, как поздняя осень…» – впервые были опубликованы в новогоднем номере журнала «Мшак» 1915 года. Именно Терьян ввел в речевой оборот полумифическое название древней Армении – Наири. Однако в примечаниях к первой публикации поэт уточнял, что «Наири следует понимать не в историческом, а в идейном смысле».
В последний период жизни Терьян развернул значительную работу в Народном Комиссариате по делам национальностей. В качестве члена советской делегации, по мандату, подписанному В. И. Лениным, он участвует в Брестских мирных переговорах.
В 1919 году Терьян, будучи уже членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, был направлен Народным Комиссаром Иностранных дел в Туркестан. Однако из-за тяжелой болезни он принужден был задержаться в Оренбурге. 7 января 1920 года оборвалась жизнь выдающегося поэта.
Прожив всего 34 года, Терьян создал не только множество музыкальных, поражающих своей красотой стихотворений, но и перевел немало работ других авторов. Несмотря на то что Терьян владел несколькими языками, а русский и вовсе знал безупречно, писал он только на родном армянском.
Подготовлено по материалам открытых источников.