Сколько бы Эрдоган ни улыбался, политика Турции в отношении Армении остается прежней – Рубен Мелконян
«Турция и сегодня, несмотря на заявления о том, будто процесс установления армяно-турецких отношений идет без предварительных условий, одновременно четко указывает: если Армения урегулирует свои отношения с Азербайджаном и подпишет «мирный договор», в контексте которого Арцах будет признана частью Азербайджана, то Анкара установит отношения с Ереваном», – заявил в своем выступлении на молодежном форуме «Перелом» 25 февраля декан факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ), доктор исторических наук, профессор Рубен Мелконян.
Он подчеркнул, что Турция не отступила, не изменила своей позиции, не отказалась от своих предусловий. «Если и есть уступающие, так это нынешние власти Армении, которые, похоже, не видят в этом процессе никаких вызывающих тревогу проблем», – добавил Мелконян.
Р.Мелконян указал, что Турция продолжает отрицать факт Геноцида армян, тема Геноцида армян остается чувствительной в повестке дня турецкого государства.
«Проявляли ли власти Армении последовательность в этом вопросе? Конечно же, нет. Для власти, у которой амнезия в контексте нашей 30-летней истории, власти, которая отрекается от наших побед 30-летней давности и героев, ковавших эти победы, переворачивает с ног на голову наши достижения и угрозы, проблема геноцида 100-летней давности – совершенно бессмысленный вопрос», – сказал тюрколог.
По его словам, Армения всегда заявляла, что выступает за установление отношений с Турцией – но без предварительных условий: «Это был государственный курс. Это была обоснованная политическая концепция, которую представляла наша государственность».
Позиция и поведение руководителей Армении
«Все три президента Армении были не против установления отношений с Турцией, у них не было комплексов в вопросе встреч и общения с руководителями Турции, они этого не избегали. Почему? Поскольку все три президента были президентами государства-победителя, они имели свое личное участие в вопросе построения этой государственности и победы, соответственно имевшие место в прошлом встречи с руководством Турции не создавали для нас какой-то вызывающей комплексы ситуации.
На протяжении 30 лет руководители Турции, в том числе и нынешний президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган, всегда занимали более уклончивую позицию, когда речь шла о встречах с руководителями Армении. Встречи со вторым и третьим президентами были для них более чем сложными, т.к. в общественном восприятии эти два человека были фигурами, которые победили Азербайджан и победили лично, посему для них представляли комплексы встречи с победившими их брата.
Сейчас же подходы Эрдогана, готовность встретиться с сегодняшним руководителем Армении, хотя бы в экспертной среде, сразу вызывают вопросы: неужели этого комплекса больше нет, готовы ли они встречаться с руководителем Армении? Почему, какого препятствия больше не существует для Турции? У всех нас есть ответ на этот вопрос. Армению сегодня представляет побежденная власть, а встреча с побежденным в восточном понимании не только возможна, но и желательна, потому что при встрече в очередной раз закрепляешь свой статус победителя, быть может, свое великодушие: дескать, будучи победителем, встречаешься с потерпевшим поражение, что никоим образом не угрожает твоей государственности и самолюбию», – пояснил Мелконян.
Сегодняшняя ситуация: что делают сегодняшние власти?
«Как вы трактуете выражение большого беспокойства и соболезнований после землетрясения одному из главных акторов своего поражения, визит в эту страну, звонки, твиты и прочее? Это дипломатия? Нет. Это не имеет ничего общего с дипломатией. Сегодняшняя ситуация – это, по сути, самообман, имитация дипломатии и иная интерпретация поражения, ибо история человечества показывает, что побежденный руководитель сам наносит ущерб государственной системе, продолжая оставаться в государстве, наносит ущерб возможностям государства», – сказал тюрколог.
Команда и профессионализм
«В прошлом Армению всегда представляли профессиональные дипломаты, важной составляющей профессионализма которых были также патриотизм и осознание государственности. Дипломатами не становятся по счастливой случайности или изменению политической ситуации, знаниями таким образом не овладевают, как были, так и остаются, просто занимают ответственные должности, к сожалению, в сфере дипломатии тоже. Занимая эти кресла, они своей самоуверенностью наносят удар по и без того шатким столпам этой государственности.
Сегодня Армению за дипломатическим столом представляют люди, не обладающие соответствующими навыками, опытом и осознанием, поэтому ожидать проармянских решений от сегодняшних армяно-турецких отношений просто невозможно. Иначе невозможно. Они не знают правил игры Востока, они не знают Турции, посему и представляют Турцию с ответственных трибун иначе. Вам представляют другую Турцию. Но Турция продолжает представлять для нас угрозу. Сколько бы встреч Эрдоган не проводил, сколько бы он не улыбается, политика Турции в отношении нас остается такой же, что и 30 лет назад. 30 лет мы оказывали сопротивление.
В политике Турции ничего не изменилось. Что же изменилось сейчас? Изменились наше желание и возможности оказывать сопротивление. Нам нечего предложить за столом переговоров. Что теперь мы будем сдавать, уступать, обсуждать, как будем отстаивать свои интересы? Единственное, что могло изменить ситуацию, – смена команды ради государства, отделение ради спасения. К сожалению, этого не произошло, поэтому этот процесс ведет нас в турецкую гавань, где турецкие правила игры, турецкие условия, и мы не можем со всем этим мириться, потому что эти условия и существование государственности Армения несовместимы друг с другом», – указал Рубен Мелконян.
Рубен Мелконян подчеркнул, что Армения должна строить отношения с Турцией, не отступая от своего достоинства, не отступая от своих важных линий, такая возможность есть, а если не хотят поступать так, то надо ждать, пока создадутся благоприятные условия для Армении.
«Это обязательно произойдет, надо только бороться и работать, самое главное оружие на этом пути – знания», – сказал тюрколог.
Смежные статьи
- Андраник Теванян: Армения все еще существует в результате определенного геополитического баланса
- Сейран Оганян: В результате действий сегодняшних властей Армении Арцах оказался в положении анклава