Сергей Маркедонов: Азербайджан за прошедший год не стал ближе к РФ в том, что касается его отношений с Украиной
Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов в своем Telegram-канале пишет:
«1. Министр иностранных дел России посетил Азербайджан. Для любого визита крайне важно объяснение его повода. Что привело российского министра в Баку в феврале 2023 года? Визит приурочен к годовщине подписания двусторонней Декларации о стратегическом взаимодействии. Напомню, что этот документ был подписан в Москве практически синхронно с признанием Россией независимости «народных республик» Донбасса. До 2022 года РФ называла Азербайджан стратегическим партнером. Год назад Владимир Путин и Ильхам Алиев заявили о «новом этапе» развития двусторонних отношений. Азербайджан, не будучи членов ЕАЭС и ОДКБ, получил статус союзника. Во внешней политике символы играют немалую роль.
2. Помимо поводов не меньшую важность представляет и контекст. Мы видим, что армяно-азербайджанское урегулирование, ранее остававшееся уникальной площадкой кооперации между Россией и Западом, превратилось в поле жесткой конкуренции. Переговоры между Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым при посредничестве Энтони Блинкена на полях Мюнхенской конференции по безопасности - лучшее тому свидетельство. Добавим к этому и попытки Еревана проводить диверсифицированный внешнеполитический курс. Чего стоит одно только размещение миссии наблюдателей ЕС на территории Армении на два года. Все это беспокоит Москву. В нынешних условиях между РФ и Азербайджаном появились такие общие точки, как неприятие «европеизации» Кавказа и формата Минская группа ОБСЕ минус. Визит главы российского МИД в Баку- сигнал всем «заинтересованным сторонам» о том, что Москва по-прежнему считает Кавказ важным регионом для своих интересов. И ее политика может корректироваться с учетом новых условий.
3. Означает ли укрепление кооперации между Россией и Азербайджаном некий новый «геополитический разворот», полную «смену вех» в подходах Кремля? Совсем не уверен. Азербайджан за прошедший год не стал ближе к РФ в том, что касается его отношений с Украиной (вопрос территориальной целостности здесь имеет особую важность). Не так давно из уст Владимира Зеленского прозвучали комплементы в адрес его азербайджанского коллеги Ильхама Алиева. Баку не отказывается и от кооперации с Западом в энергетической сфере. Между тем, и ЕС, и США рассматривают Азербайджан как важную альтернативу российскому «энергоимпериализму». Конечно же, среди ближайших планов Баку не значатся присоединение к ОДКБ и ЕАЭС. Как не значится и «заморозка» отношений с Вашингтоном и Брюсселем. Имеются и определенные разночтения по Ирану и иранско-израильским отношениям. Да и на карабахском направлении азербайджанская сторона предпочитает тактику «ускорения».
4. Однако сегодня для Кремля важно так или иначе затормозить «интернационализацию» Кавказа, сохранив свою особую роль модератора в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном. Правда, коллизии в отношениях с двумя закавказскими союзниками все равно сохраняются».
Смежные статьи
- Тигран Абрамян: Не вижу гарантий, что вопрос установки КПП в Лачинском коридоре будет окончательно снят с повестки дня
- Захарова назвала хамством попытки Запада внедриться в ситуацию на Южном Кавказе
- Тигран Абрамян – о заявлениях Лаврова
- Лавров – о словах Пашиняна: Заявление руководителя Армении я оставляю целиком на его совести
- Глава МИД РФ Сергей Лавров: Создание КПП в Лачинском коридоре не предусмотрено
- Лавров: Баку согласен на встречу на территории Российской Федерации, а Армения окончательного согласия пока не дала
- В годовщину погромов армян в Сумгаите Лавров посещает Баку