Н. Варданян: Кто даст гарантии, что Азербайджан вновь не обстреляет территорию вокруг Амулсара на уже полной цианидами платформе?
Днями ранее состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Армения, Евразийским Банком Развития и ЗАО «Лидиан Армения» по эксплуатации Амулсарского золотого рудника. По меморандуму предусматривается внедрить около 250 млн долларов для завершения строительных работ рудника, для приобретения необходимого нового оборудования. Должностные лица отмечают, что эксплуатация рудника увеличит ВВП Армении на 1% в год, а поступления в госбюджет увеличатся на около 40 млрд драмов в год. Будут созданы сотни новых рабочих мест и, тем самым, будет укреплена также региональная безопасность.
Несмотря на эти утверждения, экологи выражают недовольство, отмечая, что не были учтены риски: не учтено негативное влияние на водные ресурсы, долгосрочное загрязнение поверхностных и подземных вод из-за кислотного дренажа, возможное негативное воздействие на минеральную воду «Джермук», риски, связанные с радиоактивными элементами, присутствующими в Амулсарском руднике, и самое главное – безопасность.
Корреспондент Panorama.am побеседовал с эколог-юрист Назели Варданян об этих рисках, заявлениях правительства, опасностях в случае эксплуатации рудника.
Panorama.am: Есть ли новая Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, которая разрешила бы добычу на Амулсарском руднике? Конкретно какие работы были проведены для нейтрализации рисков?
Назели Варданян: Нет официального решения правительства касательно эксплуатации рудника. Есть ли документ, не имеющий юридической силы, то есть даже договора ещё нет. Это меморандум, не имеющий никакой юридической силы. Соглашение должно быть подписано после этого.
Это позорный меморандум. Надеюсь, его ещё изменят, поскольку брать такие обязательства на нашу страну, на правительство, взваливать на наш народ эти все последствия, мягко говоря, либо невежество, либо прослеживается тенденция, что нашу страну ведут действительно к тяжелой ситуации, чтобы у нас не было никаких шансов выбраться из этой ситуации.
Риски вовсе не были оценены. Абсолютно не оценен ущерб, причиняемый в экономическом, социальном плане и с точки зрения здравоохранения и охраны окружающей среды.
В законе о проведении Оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, что следует разработать методологию, но с 2014 года и до сих пор этой методологии нет, даже не оценен экономический ущерб. Говорят, мол, вот столько новых рабочих мест, но сколько будет закрыто вместо этого?
Мне показалось, что они посчитали хотя бы выгоду, но после подписания этого меморандума поняла, что они даже свою выгоду не знают. Не знаю, исходя из чего принимают решения.
Они прокляли наше законодательства с первого дня прихода к власти, когда дали разрешение. Все экологические законы, конвенции были нарушены этими разрешениями. Мнение жителей Джермука и вовсе не было учтено, что также является грубым нарушением. Если нет мнения жителей Джермука как пострадавшей общины, то следует признать недействительными все разрешения.
Противник находится именно на этой территории. В сентябре 2022 года мы увидели, что всё вокруг Амулсара обстреляли. Кто даст гарантии, что это не повторится уже на платформе, полной цианидами? Это станет концом Армении, 80% вод будут загрязнены, эти территории станут непригодными для жизни.
Говорят, что это программа на 10 лет. Не на 10 лет, а всего на 2-3 года, они возьмут всего некоторые запасы и уйдут. Как это произошло в Техуте: за 4 года Техут был признан банкротом. Они будут объявлены банкротами, не проведут никаких реорганизационных или восстановительных работ, они оставят это на наше государство, на наши плечи, они уйдут, и Джермук будет оккупирован азербайджанцами. Вот что это за программа.
Panorama.am: На ваш взгляд, фактически, не проведено Оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы?
Назели Варданян: Новая Оценка воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы была обязательной, поскольку приглашенные правительством эксперты сообщили, насколько неточные данные приведены по результатам экспертизы и в таком случае невозможно рассчитать все риски, но то, что рисков много и они неуправляемые, об этом заявляли.
Panorama.am: В чем заключаются самые большие риски?
Назели Варданян: Все они являются “самыми” … На сегодня выдвинулась проблема безопасности, поскольку на этой территории находится войско нашего врага. А экологическую угрозу – кислородный дренаж, никто не в состоянии контролировать. Сегодня во всём регионе неспокойная сейсмическая ситуация, нестабильность. Мы находимся в той же сейсмической зоне. Кто гарантирует, что здесь не произойдет разрушений и землетрясений? Всё это риски, которыми ты не можешь управлять.
Panorama.am: Ещё в 2016 году доктор геологических наук, профессор Армен Сагателян сообщил: «…Это сульфидное месторождение, то есть там все природные, химические соединения содержат в большом количестве серу, и, когда подходят поверхностные воды в виде дождей или искусственного полива водой перед взрывом, все эти воды беспрепятственно впитаются в глубокие горизонты. Нет никакой технологии собирать эту воду: через трещины она сразу пойдет вниз. И эта серная кислота попадет в реки Воротан и Арпа, Спандаряновское и Кечутское водохранилища». Почему стала возможной эксплуатация Амулсарского месторождения?
Назели Варданян: Этот человек перед смертью даже дал интервью на эту тему. Он был настолько обеспокоен этим вопросом. К сожалению, он уже не с нами, чтобы вести борьбу. Об этом заявляли 4 эксперта из Австралии, Канады, Америки, говорили даже эксперты ELARD, и другие наши эксперты. Наши специалисты единогласно говорили, что эксплуатация неприемлема. Управление кислотным дренажем – невозможно, поскольку невозможно поставить задвижку или очиститель на каждую трещину. Как бы они не старались, кислота проникнет. Геологическое строение Амулсара вулканическое, есть тектонические разломы, о которых компания скрывала и не оценила, что это проникнет через эти разломы и трещины.
А что из себя представляет сульфид? Это сера, при соединении с воздухом и водой становится серной кислотой, в которой растворяются почти все металлы. Что в итоге получается? Там есть уран, тяжелые металлы и прочее, и это всё растворится, постепенно попадет в наши реки. А они не оценили и не говорят, куда будут направлены воды после экономической деятельности. Об этом ни слова. Говорят, мол, нет хвостохранилища, но есть платформа, какая разница. Это открытая местность, где будут хранится цианидный раствор, который будет испаряться и вызвать любые проблемы.
Panorama.am: Несколько дней назад свыше 20 общественных организаций и частных лиц выступили с заявлением касательно эксплуатации Амулсарского рудника. Вы также присоединились к этому заявлению. Помимо заявлений, какие шаги необходимо предпринять для предотвращения эксплуатации Амулсарского рудника?
Назели Варданян: Шаги предпринимаются и нет необходимости сообщать о них, выходя на улицы с плакатами. Хотя и это тоже будет. Мы боремся новыми методами: денно и нощно работаем над этим, результаты увидите. Убеждена, что это месторождение не будет работать, не может работать незаконным образом, вопреки мнению местных жителей и их воли.
Panorama.am: Спасибо за беседу.
Интервью полностью – в видеоматериале
Смежные статьи
- Тадевос Аветисян: «Как это вы решили проблему неуправляемых экологических рисков, связанных с эксплуатацией Амулсарского месторождения?»
- Общественные организации: Решение правительства РА по эксплуатации Амулсарского рудника является незаконным и безответственным
- Уверены, что все инновационные технологические средства и возможности будут использованы. Аванесян – об эксплуатации рудника Амулсара
- «Жоховурд»: Власти сами пошли на все, чтобы возобновить эксплуатацию Амулсарского рудника
- Назели Варданян: Разговоры о продаже Амулсарского месторождения не возникают просто так, есть заинтересованные компании
- Вопрос эксплуатации Амулсара остается «висящим в воздухе»