Докторант университета Айдахо: В случае с Амулсаром невозможно управлять «кислотными реками»
«Реализация Амулсарской программы содержит в себе множество рисков. Хоть и специалисты об этом постоянно говорят, но все должны знать об этом», – заявила в беседе с корреспондентом Panorama.am эксперт по водным ресурсам Университета Айдахо, докторант Лусине Таслакян.
Отметим, что Л. Таслакян имеет степень магистра в области науки, политики и управления водными ресурсами Оксфордского университета (Великобритания).
По её словам, вызывающие наибольшую обеспокоенность риски связаны с водными ресурсами.
«Положение этой горы такое, что избежать угроз водным ресурсам невозможно, поскольку она примыкает к рекам Арпа, Воротан, Дарб, не говоря уже о минеральных водах Джермука.
В случае любых металлических рудников, мы сталкиваемся с кислотным дренажем. Суть в том, что соединения сернистого металла вступают в реакцию с водой и кислородом в результате открытия горной породы, вызывая дренаж кислоты. Невозможно управлять “кислотными реками”, поскольку всё это проникнет в грунтовые и поверхностные воды. Открытие рудника на этой территории будет означать сказать населению Джермука, чтобы они уехали оттуда, поскольку жизнь там станет невозможной», – отметила Л. Таслакян.
Эксперт по водным ресурсам полагает, что у Армении есть огромный потенциал в сфере туризма. Развивая это направление возможно заработать большие средства.
«Например, в Айдахо есть термальные источники, люди тратят большие средства, чтобы воспользоваться ими, и это стоит довольно дорого. В нашем случае, Джермук – это бренд, но в случае эксплуатации рудника, однозначно, это приведет к негативным последствиям. Не говорю уже о пыли, которая распространится далеко. Очевидно, невозможно контролировать ни силу ветра, ни дожди», – отметила она.
Л. Таслакян разъяснила, что в сфере охраны окружающей среды действует принцип предотвращения и ненанесения вреда. В случае с Амулсаром, по её словам, не учтен фактор водных ресурсов, в данном случае принцип предотвращения предполагает, что лучше не разворачивать какую-либо деятельность.
«Амулсар находится не в пустыне, и у нас нет территорий, расположенных на расстоянии многих километров, чтобы уничтожить гору и сказать людям, дескать, пусть уходят жить в другое место. Особенно, в сложившейся внутриполитической ситуации это неприемлемо. Любой любящий родину человек не пошел бы на такой шаг. Принимающий решение, во-первых, должен задуматься, что будет дальше. Риски очевидны, и они не являются управляемыми, уверена в этом. Нельзя так относиться к земле, это аморально», – отметила она.
В случае эксплуатации рудника вызывает обеспокоенность также проблема озера Севан, поскольку загрязненные воды рек, в конце, окажутся в озере Севан.
«Представляете, сколько воды будет использовано для переработки руды и других действий? Будут загрязнены воды, прекрасно зная, что у нас есть Спандарянское и Кечутское водохранилища, а также система тоннелей Воротан-Арпа-Севан. И загрязненные воды окажутся там, и затем попадут в озеро Севан», – добавила она.
С другой стороны, чтобы позволить себе такую «роскошь», следует учитывать то, что у людей существует проблема с оросительной водой. Осадки постепенно сокращаются, а водохранилища наполняются не полностью. Это реальность, и нельзя закрывать на это глаза. Эксплуатация новых рудников может только усугубить эти проблемы…