Истории – из блокадного Арцаха
Защитник прав человека (омбудсмен) Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики (НКР)) 21 марта опубликовал внеочередной доклад на трех языках - о нарушениях индивидуальных и коллективных прав человека в результате 100-дневной блокады Арцаха со стороны Азербайджана.
В докладе всесторонне и подробно представлены данные о нарушениях 7 индивидуальных прав, 5 прав уязвимых групп и 4 коллективных прав, которые отражают углубляющийся гуманитарный кризис и геноцидальную политику Азербайджана в отношении народа Арцаха.
В документе также представлены 24 фотографии и 27 человеческих историй о блокаде, вот некоторые из них:
«23-летняя Марьям из Степанакерта вместе со своим 30-летним мужем Рубеном отправились на один день за покупками в Горис 12 декабря 2022 года и не смогли вернуться домой. Они оставили своего новорождённого ребёнка, 3-месячного Севака, с 55-летней матерью Мариам. В интервью Защитнику прав человека Марьям сказала: «Даже в самом страшном сне я не смогла бы представить, что меня разлучат с моим ребёнком на такое долгое время. Каждый раз, когда я звоню своей матери и она показывает мне моего сына, я не могу сдержать слез и начинаю плакать навзрыд. Когда я думаю о нём, оставшемся там без родительской любви, тепла и ласки, моё сердце просто разрывается. Я чувствую себя такой виноватой. Моя мать и Севак мёрзли во время веерных отключений электроэнергии и перекрытия газоснабжения азербайджанцами. Севак не любит темноту, поэтому он начинает плакать, как только гаснет свет. У моей мамы хроническое заболевание, она не в состоянии стоять часами в очереди за едой, также, как и искать необходимую детскую смесь для Севака по всему Степанакерту. Я не прощу себе, если с моим ребёнком случится что-то плохое. Вся эта ситуация сводит меня с ума, у меня постоянно случаются панические атаки и нервные срывы. Мой муж тоже нервничает, у него поседели волосы из-за всей этой ситуации. Мы лишены нашего основного права вернуться домой и обнять нашего собственного ребёнка. Почему мы заслужили такую ненависть со стороны наших соседей?»
При подготовке данного доклада офис Омбудсмена был проинформирован о том, что Марьям и Рубен уже вернулись домой при поддержке МККК.
80-летняя Лида из Чартара страдала от последней стадии рака легких с множественными метастазами по всему телу. Перед блокадой её отвезли в Ереван на заранее запланированную химиотерапию, за которой должна была последовать операция. Во время блокады состояние её здоровья внезапно ухудшилось, врачам не удалось спасти её жизнь, и она скончалась в больнице Еревана. Её единственный сын, 50-летний Аршак, не имел возможности проститься со своей матерью, так как в настоящее время он находится по другую сторону блокады, не имея возможности свободно въезжать или выезжать из Арцаха. Таким образом, семья Лиды не смогла привезти её тело обратно в Арцах, чтобы предать её родной земле. Лиду похоронили в Армении, однако её сын ждёт, когда откроется дорога, чтобы привезти останки её матери обратно и перезахоронить её в Арцахе.
38-летний Геворг, хирург Степанакертской больницы, в интервью Защитнику прав человека сказал: «В условиях постоянных веерных отключений электроэнергии, периодических перебоев подачи газа из Армении в Арцах со стороны Азербайджана, отсутствия поставок дизельного топлива, электроэнергии и отопления, довольно опасно и рискованно проводить операции, в частности многочасовые и сложные. К сожалению, с начала блокады нам пришлось отказать в проведении операций сотням людей. В зимний сезон мы столкнулись с серьезной проблемой отопления больничных палат, где мы оказываем стационарное лечение десяткам людей. Было практически невозможно достичь требуемой температуры (20-21 градус по Цельсию) в палатах, даже когда использовались альтернативные источники. Блокада ставит нас, врачей, в очень тяжелое положение, поскольку мы больше не можем выполнять свой долг в полной мере».
28-летняя Инга из Степанакерта, молодая мать 8-летнего Сурена, столкнулась с трудностями во время блокады, так как у её сына врождённая непереносимость лактозы и глютена, целиакия и многие другие пищевые аллергии, и сейчас он страдает от недоедания. В магазинах попросту нет подходящей для него еды. Как следствие, за время блокады Сурен потерял 5 кг и стал весить ниже нормы для своей возрастной категории. У него также развились апатия, депрессия и изоляция, и он больше не может посещать школу. Его рацион сейчас в основном состоит из специальных медикаментов и пищевых добавок, но этого недостаточно, так как он не получает необходимых витаминов, минералов и микроэлементов из свежих продуктов. Несмотря на то, что ребёнок находится под постоянным наблюдением врачей, в настоящее время он находится на грани сильного истощения, которое может привести к летальному исходу, если блокада продолжится.
53-летний Акоп, электрик ЗАО “Арцах-Энерго", рассказал Защитнику прав человека: «Наша работа стала очень интенсивной и напряжённой из-за блокады. В условиях постоянных перебоев с поставками природного газа из Армении в Арцах наши внутренние линии электропередач чрезвычайно перегружены, поскольку люди сейчас полагаются на электричество практически для всего. Каждый день мы регистрируем многочисленные аварии на электролиниях в разных районах Арцаха, и иногда эта череда аварий кажется бесконечной. К сожалению, это приводит к тому, что люди лишаются электричества более чем на 6 часов в день. Кроме того, многие люди жалуются, что они больше не в состоянии полноценно вести свою привычную жизнь. Самая большая проблема заключается в том, что бытовая техника быстро выходит из строя из-за регулярных отключений электричества, например, холодильники, стиральные машины, плиты, обогреватели и другие необходимые устройства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Поскольку во многих домах горячая вода зависит от электричества, людям приходится кипятить воду для купания во время перебоев в подаче электроэнергии и аварий, или же стирать одежду руками, часто холодной водой – совсем как в старые времена. В зимнее время года это было самой настоящей пыткой. Я вижу, как сильно сейчас страдают наши люди из-за этих бесчеловечных условий, и мне их очень жаль. Азербайджан намеренно парализует нормальную жизнь людей, делая её день ото дня всё более невыносимой».
Лилит, 23-летняя молодая мать 4-месячного Давида из Степанакерта, в интервью Защитнику прав человека сказала: «Как я должна наслаждаться своей самой ожидаемой главой жизни в качестве молодой мамы и жены, когда всё, о чем я могу думать, это как согреть и прокормить моего новорождённого ребёнка в условиях нехватки пищи, постоянных перебоев газо- и электроснабжения, отсутствия горячей воды и отопления? Месяц назад мы с Давидом сильно простудились и попали в больницу. Я сходила с ума, я боялась потерять своего ребёнка! Поскольку я нахожусь в постоянном стрессе и недоедаю, я не вырабатываю достаточного количества молока, чтобы нормально покормить своего сына, а в аптеках нет подходящей для него детской смеси. Кроме того, мой муж - военнослужащий и в основном находится далеко от нас. Мои родители застряли в Ереване во время блокады, поэтому я лишена их помощи и поддержки тоже в этот трудный период моей жизни. Это просто нечеловеческие условия жизни, которые Азербайджан создаёт для нас».
35-летняя Марина, учитель истории в школе Степанакерта, сказала: «Ученики нашей школы стали более рассеянными, забывчивыми, тревожными, менее восприимчивыми к новой информации и в целом апатичными к тому, что происходит вокруг них. Они менее энергичны и оживлены во время занятий, так как сейчас не питаются надлежащим образом. У нас также есть дети из разлученных семей, они больше подвержены депрессии и стрессу. В моем классе учится 12-летняя Лусине, чей отец погиб во время войны 2020 года, а мать оказалась по ту сторону блокады в Ереване без возможности вернуться. Лусине остается со своей больной бабушкой, ей часто приходится ухаживать за ней и делать покупки для дома. На днях она подошла ко мне в слезах и спросила: “Мисс Марина, что, если моя мама никогда не вернётся домой, или азербайджанцы захватят и убьют её на обратном пути? Что, если я никогда её больше не увижу? Моя мама — это всё, что у меня сейчас есть». Я не знала, что ей ответить, у меня был ком в горле».
13-летняя Лилит упала в обморок, когда азербайджанские вооружённые силы незаконно ворвались в автобус, перевозивший арцахских детей домой 19 января 2023 года, которые ранее остались в Армении из-за блокады. Вспоминая этот инцидент, она рассказала: «Я ужасно испугалась азербайджанцев, когда они подошли к нашей машине. Слёзы начали сами наворачиваться, хотя я старалась их сдерживать изо всех сил. Они кричали, ругались и оскорбляли нас. В тот момент я подумала, что нас схватят, будут пытать или же просто убьют. Это был мой худший кошмар наяву. В какой-то момент они начали снимать нас на камеру, хотя мы пытались прикрыть свои лица. Всё моё тело дрожало, и я начала чувствовать тошноту. С этого момента я ничего не могу вспомнить – я упала в обморок»».