Политика или бездействие регулятора? Что значит заявление Россельхознадзора?
Пока должностные лица заявляют об увеличении объемов экспорта и важности этого, российский рынок может закрыться для производящих молочную продукцию армянских компаний.
По данным Россельхознадзора, пока российский рынок стал недоступным для двух предприятий. Ко времени написания материала Инспекционный орган продовольственной безопасности РА никак не отреагировал на заявление российского ведомства.
Корреспондент Panorama.am о случившемся, причинах, последствиях и работе Инспекционного органа побеседовала с председателем общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкеном Пипояном.
– Г-ин Пипоян, как вы оцениваете заявление Россельхознадзора? Многие рассматривают его в политическом контексте.
– Проблема должна рассматриваться в двух равных плоскостях. Безусловно, происходят политические процессы, отражение которых так или иначе мы увидим в нашей реальности. Но есть и очень важный второй вопрос: не надо во всем видеть политику, поскольку, если мы будем внимательны, то увидим, что в сообщении российской стороны четко указано, что инспекция в Армении была проведена специалистами Россельхознадзора в период с 20 по 24 марта 2023 года. Данные визита были обобщены и опубликованы.
Всем известно, что российская сторона всегда поднимала вопрос об использовании сырья иранского происхождения в молочных продуктах и, по сути, российские специалисты приехали и убедились в этом. Более того, на самом высоком уровне говорится об отсутствии должного контроля. То, что мы годами говорим о пищевом контроле, теперь пришли и говорят российские специалисты.
Не исключено, что, если бы все было гладко на политическом поле, эта информация поступила бы по другим каналам, могли бы в негласной форме сказать Инспекционному органу продовольственной безопасности – приостановите сертификацию продукции этих двух предприятий, остиальные – проконтролируйте хорошо, если будете осуществлять надзор – обсудим вопрос остального, если нет – закроем экспорт и других товаров.
То есть то, что поступило по внешним каналам, не исключено, что могло поступить по внутренним. Но факт, что вопрос об использовании иранского сырья и контроле над ним поднимается уже много лет.
– Заявление Россельхознадзора циркулирует уже несколько часов, но реакции Инспекционного органа все еще нет.
– Государственные структуры пытаются посредством хранения молчания все объяснить политикой, повторюсь, не исключено наличие политического элемента, но не стоит во всем видеть политику.
Более того, теперь пусть поймут, что значит пограничный контроль при ввозе-вывозе, когда эта функция возложена на КГД, пусть поймут, что значит отсутствие управления мониторинга и методологии, пусть поймут, что значит, когда Уполномоченный орган даже частично не вовлечен в разработку политики контроля безопасности пищевых продуктов, пусть поймут, что значит не иметь до сих пор центра оценки рисков, пусть поймут...
Инспекционному органу выгодно представить все это в контексте политики, а не своей вины. Между тем, вина Инспекционного органа здесь присутствует, это следствие плохого контроля. Повторяю, политическая составляющая есть, но она могла иметь и другое проявление. Например, российская сторона прислала бы письмо армянской стороне, а мы об этом даже не узнали. На этом политика заканчивается, остальное – наши внутренние проблемы в сфере безопасности, российская сторона говорит – безопасность и контроль не на должном уровне. Импортируемые товары проверяются не в полном объеме, для кого это было секретом, кто не знал, что пограничный контроль в стране осуществляется плохо? Эту функцию у Инспекционного органа отняли, будет проверяться еще хуже.
– Россельхознадзор обратился в ветеринарную службу Армении с просьбой приостановить сертификацию молочной продукции в Россию с двух проинспектированных предприятий. Вопрос о введении ограничений на поставки молочной продукции со всех молокоперерабатывающих предприятий Республики Армения будет рассмотрен. Какие шаги нужно предпринять, чтобы приостановление не распространялось на экспорт продукции других предприятий? Каковы возможные последствия такого решения?
– Чего нельзя, того нельзя. Если нам говорят не использовать это сырье, то мы не должны использовать его при экспорте. Если говорят нормально осуществлять контроль, если в вывозимом продукте есть сырье из другой страны, то это нужно показать, при пограничном контроле все показатели должны быть проверены.
Что должен делать Инспекционный орган? То, чего он до сих пор не сделал, не работал. Более того, надо понимать, что когда Государственная служба безопасности пищевых продуктов была превращена в инспекционный орган, она не могла эффективно функционировать, о чем я уже тогда заявлял.
Худшие случаи произошли во время деятельности Инспекционных органов, например, взрыв в Сурмалу, в результате которого погибли люди. Они должны понять, что выбрали не ту модель, им следует сменить ориентированный на хозсубъекты подход на ориентированный на потребителей. Они должны признать ошибку.
Что касается последствий, то российская сторона может проводить такие проверки и в других областях, со всеми вытекающими последствиями. Все это, в свою очередь, окажет прямое влияние на экономику Армении.
– Смотрите, Россельхознадзор не разрешает ввоз армянской молочной продукции, не прошедшей должный контроль, заботясь о здоровье своих потребителей. Что в такой ситуации делать армянскому потребителю, когда о нем некому позаботиться? Прочитав заявление Россельхознадзора, он не понимает, стоит ли ему потреблять молочные продукты, произведенные в Армении.
– Десять дней назад Hetq рассказал о проблемах в отрасли, что сделало государство?
– Что делать потребителю? Потреблять пищу с молитвой, поскольку он понимает, что нет государственного контроля в сфере безопасности пищевых продуктов, нет риск-коммуникации, люди путают это с пиаром компании. Риск-коммуникация – это другое, они должны сообщать о рисках денно и нощно, а также управлять этими рисками, более того, просить оценки. Между тем, нет ни оценки, ни управления, ни коммуникации, чему мы удивляемся?
Беседовала Лала Тер-Казарян
Смежные статьи
- В Армении приостановлено производство опасной молочной продукции
- Поставки молочной продукции из Армении в Россию под угрозой – Россельхознадзор недоволен уровнем госконтроля
- Что будет после приема творога с кишечной палочкой и плесневыми грибами? Рассказал эксперт
- Регулятор – о публикации СМИ об обнаруженных в образцах творога нарушениях
- Творог от компании «Отец и сын Еремяны» и еще 6 производителей в Армении небезопасен. Материал Hetq