«Голос Армении»: Весьма симптоматично, что ответить Католикосу сочли нужным двое – Аллахшукюр Пашазаде и Никол Пашинян
Газета «Голос Армении» пишет:
«Есть события, которые следует считать знаковыми, даже если кажутся актуальными лишь на данный момент. В этом контексте надо признать знаковым тот факт, что очевидно обострившееся – и стремительно продолжающее обостряться – противостояние Армения-антиАрмения в последние дни перешло в плоскость, когда Армению представляет ее важнейший в историческом разрезе институт – Армянская Апостольская Церковь. А оппонентом – причем неприкрыто и с амбициями на истину в последней инстанции – выступает предательский режим.
Противостояние это необходимо рассматривать именно в концептуальной, институциональной и национально-государственной плоскости, максимально абстрагируясь от конкретных лиц. Прежде всего потому, что этого требует ситуация смертельной опасности и экзистенциальных угроз государству и народу, которым пока не видно реального и действенного сопротивления. И если Церковь считает необходимым обратиться к политическим вызовам и открытым текстом заявлять о несоответствии власти и ее неспособности этим вызовам противостоять, адекватная часть армянского общества обязана воспринимать этот факт в совершенно особом историческом и национальном контексте и соответственно реагировать.
20 апреля, на следующий день после очередной, но на сей раз уже перешедшей все красные линии серии антиармянских заявлений де-факто премьера, Верховный Патриарх - Католикос Всех Армян Гарегин II выступил с весьма знаменательными посылами. Главные из них касались, естественно, Арцаха, а также взаимоотношений ААЦ с властями.
Во-первых, Католикос выразил категорическое несогласие с политикой Пашиняна в отношении Арцаха. Он констатировал, что включение республики в состав Азербайджана будет означать новый геноцид. Армянский народ не смирится с идеей видеть Арцах в составе Азербайджана, подчеркнул Католикос, добавив: «У нас нет сомнений в том, что наш народ будет защищать право народа Арцаха на свободную и независимую жизнь во имя всех принесенных жертв».
Во-вторых, Гарегин II заявил, что отеческий призыв к отставке Пашиняна, озвученный им 8 декабря 2020 года, не ограничен временем, потому что «ситуация в нашей стране по-прежнему вызывает обеспокоенность, озвучиваются неправильные и неприемлемые высказывания». Обеспокоенность вызывают и углубляющиеся в народе разобщенность и раскол, подчеркнул он, назвав консолидацию национального потенциала «первоочередной задачей каждого из нас».
Наконец, комментируя заявление Пашиняна о том, что «в Армении есть только одна власть – власть народа, а церковь должна заниматься духовными вопросами», Католикос отметил, что сотрудничество между Церковью и властью находится не на желаемом уровне. «Церковь всегда придавала первостепенное значение поддержке властям и сотрудничеству с ними. Мы верим, что должны быть едины, чтобы суметь воплотить свои мечты в жизнь и построить могущественную Родину», - сказал он.
Весьма симптоматично, что ответить Католикосу сочли нужным двое: глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде, руки которого по локоть в армянской крови, и Никол Пашинян, политика которого стала причиной смерти тысяч армян.
«Духовный лидер» преступного государства с физиономией разбойника с большой дороги, участие которого в геноциде армян в Баку в январе 1990 года доказано документально, десятилетиями озвучивавший кровожадные, расистские заявления в духе бакинской политики армянофобии, цинично предложил армянской церкви «дружбу». Никол же в очередной раз просто отличился богохульством.
Комментировать это и все остальные заявления мечущегося в агонии и запутавшегося в собственной лжи и лицемерии субъекта (Пашиняна) мы не будем. Отметим лишь, что оно вполне укладывается в логику противостояния христианства и сатанизма, духовности и нечисти, оккупировавшей нашу страну в лице режима безбожников. Слишком серьезна создавшаяся ситуация, и сказанное Католикосом имеет куда более важное значение, нежели очередная ересь из уст главы этого режима.
К личности Гарегина II можно относиться по-разному. Но бесспорно одно: его вчерашние призывы и сдержанные, полные достоинства увещевания – отнюдь не предмет личностного отношения. К ним надо отнестись только и только как к Слову Верховного Патриарха – Католикоса Всех Армян, главы Армянской Церкви. Оно, это Слово, приобретает исключительно важное значение в ситуации, когда армянская государственность стоит на грани краха, а армянский народ – перед опасностью нового геноцида. И означает, что Армянская Церковь осознает собственную великую миссию и великую ответственность, и считает своей обязанностью заявить о смертельной опасности, предлагая решения пусть и политического характера.
Более двух лет назад, когда впервые прозвучало заявление ААЦ о необходимости отставки действующих властей с целью спасения Родины, положение было крайне тревожным: только-только закончилась катастрофическая война, принесшая народу неисчислимые бедствия и огромные потери. Тогда в Армении создалась уникальная ситуация: практически все национальные и государственные институты, структуры и известные общественные деятели, в том числе и в Диаспоре, были единодушны в требовании отставки властей.
Это буквально витало в воздухе и казалось неизбежным, естественным и логическим действием, оправданным и необходимым со всех без исключения точек зрения. Тем не менее, достаточной мобилизации национального ресурса добиться не удалось, и реализации всеобщего требования не произошло. Почему – вопрос отдельный и весьма неоднозначный, имеющий отношение далеко не только к внутренним процессам.
Сегодня, когда ситуация куда более опасна, когда мы подошли действительно к самому краю пропасти, к которой дружно шагали 5 лет, просто необходимо сплотиться вокруг идеи национальной консолидации во имя спасения Армении и Арцаха. Отставка антинационального, оккупационного турецкого режима – лишь первый важнейший шаг на этом пути, и именно об этом – отеческий призыв Верховного Патриарха, адресованный отнюдь не только Пашиняну. Возможно даже, не столько властям, сколько всем нам.
Призыв опомниться, прийти, наконец, в себя, вспомнить о самом главном – о Родине, которую кучка продажных подонков хочет унизить, разрушить, уничтожить. Призыв очиститься от скверны, от нечисти, засевшей в святыне, от безнравственности и безбожия, неизбежно ведущими в ад потери своей сути, своей веры и духовности. И призыв перестать, наконец, грызть самих себя изнутри, давая возможность сатанистам убивать нашу душу. Все слова кажутся уже избитыми и потерявшими смысл, но это реальность, от которой никуда не деться.
Но услышим ли?»