Это для нас ничто. Метаксе Акопян – о заявлении по итогам встречи Пашинян-Мишель-Алиев в Брюсселе
В заявления главы Евросовета Шарля Мишеля по итогам состоявшейся 14 мая в Брюсселе встречи с лидерами Армении и Азербайджана говорится: «Лидеры подтвердили свою безоговорочную приверженность Алматинской декларации 1991 года и территориальной целостности Армении (29 800 кв. км) и Азербайджана (86 600 кв. км) соответственно. Окончательная делимитация границы будет согласована путем переговоров». К данному заявлению в интервью Panorama.am обратилась депутат НС Республики Арцах (НКР) от партии «Справедливость» Метаксе Акопян.
– Г-жа Акопян, как в Арцахе восприняли заявление Шарля Мишеля по итогам переговоров?
– Мы стали свидетелями подтверждения того факта, о котором сказал Никол Пашинян в Национальном Собрании Армении 13 апреля 2021 года относительно понижения международным сообществом планки по статусу Арцаха. По сути, говоря о международном сообществе, он имел в виду коллективный Запад, что также было подтверждено на встрече. Честно говоря, в этом заявлении для нас не было ничего неожиданного, поскольку мы не только после войны, но еще с 2018 года говорили и знали, что эти власти назначаются в Армении для исполнения всех целей и мечтаний и Запада, и Турции, и Азербайджана. К сожалению, у всех акторов свои конкретные интересы, и эти власти обслужили интересы всех. Что касается итогов встречи в Брюсселе, то могу констатировать, что они для нас в действительности ничего не значат, поскольку никто – будь то политический деятель, власти, международное сообщество – не может пойти против воли 120 тысяч армян и принять решение вместо нас. Это – в ответ на их заявление.
Что касается юридической стороны заявления, то скажу, что в нем искажено все, начиная с Алма-Атинской декларации, которая была взята за основу для такого заявления, а в будущем и для составления документа. Алма-Атинская декларация была подписана 21 декабря 1991 года, страны СНГ на основании этой декларации взаимно признали территориальную целостность друг друга, так же, как Республика Армения признала территориальную целостность Азербайджана и наоборот. На протяжении 30 лет, согласно также Алма-Атинской декларации, территория Азербайджанской Республики составляла 75 000 кв. км, и очень странным образом прозвучало о 86 600 кв. км, искажая и эту декларацию. В ней, во всяком случае, и цифры не были указаны, но указывались фактические границы того времени. Почему, фактически, территория составляла 75 000 кв. км? Потому что Азербайджан вышел из состава СССР после подписания Алма-Атинской декларации – 28 декабря 1991 года, и Арцах никоим образом не мог иметь отношения к Азербайджанской Республике, которая даже не провозгласила себя правопреемником Азербайджанской ССР.
Следовательно, и политически, и юридически это – фиктивная повестка, на которую они и опираются. Также не случайно то обстоятельство, что премьер-министр Армении довольно долго по поводу и без говорил о 29800 кв. км Армении, как бы постоянно призывая, навязывая, чтобы и Азербайджан озвучил цифру относительно своих территорий, что и было сделано во время встречи в Брюсселе. По сути, власти Республики Армения, сами указав 86600 кв. км еще при устных договоренностях, что характерно для этих властей, включили в эти 86600 кв. км и Республику Арцах.
Для трезвомыслящих политических сил Арцаха, которых довольно много, для арцахского народа, проживающих в Арцахе армян это никоим образом не будет приемлемо – будь то устное соглашение, письменное, мы не позволим его реализовать. Я думаю, что в этом плане арцахцы продемонстрировали свою волю.
– Как бы Вы оценили тот факт, что в заявлении МИД Республики Арцах в связи с итогами трехсторонней встречи в Брюсселе вся критика – в адрес Европы, а о Николе Пашиняне даже не упоминается.
– У нас давно сформировалась своя позиция по отношению к властям Арцаха. Вне зависимости от того, какая структура делает заявление или шаг, у властей Арцаха есть, так сказать, политическая кротость по отношению к властям Армении. Упомянутое заявление тоже было проявлением молчания, или, хуже того, было заявлением в ущерб Арцаху, потому что надо осознать, что и Запад, и Россия являются всего лишь посредниками, бенефициаром является Арцах заинтересованной стороной – Армения. И власти Арцаха должны были проявить себя соответственно.
Власти Арцаха, как сторона-бенефициар, должны были суметь участвовать в проводимой политике, или, будучи участниками, иметь волю противиться, но этой воли у них нет. Они не могут, потому что, по сути, как в свое время сказал Араик Арутюнян, они согласны с властями Армении во всем – вплоть до всех запятых, чего они даже не скрывают.
Поэтому и заявление МИД должно было быть таким, ничего удивительного. Скажу больше, вчера и власти Арцаха, и какие-то другие политические силы решали, кажется, «гораздо более важный вопрос», вместо оперативных, серьезных дискуссий и поиска путей противодействия, были заняты разделом должности госминистра. Для них это было гораздо важнее, чем вопрос о существовании Арцаха.
Смежные статьи
- Тигран Абрамян: Власти Арцаха продолжают поддерживать процесс сдачи Арцаха Пашиняном
- Араик Арутюнян: В этих кризисных условиях мы обязаны проявлять сдержанность
- Самвел Бабаян от имени участников митинга в Степанакерте дал два часа Араику Арутюняну
- Бабаян: В Арцахе нет человека, который хотел бы, чтобы Арцах был в составе Азербайджана