«Голос Армении»: «Гуманитарный» сговор, или фиговый листочек для Шарля Мишеля
Газета «Голос Армении» пишет:
«Заявления председателя Евросовета, озвученные 14 мая после трехсторонней встречи в Брюсселе, получили сильнейший резонанс со стороны трезвомыслящей армянской общественности. Вновь получил подтверждение многократно доказанный факт того, что существо непонятного происхождения с затравленным взглядом бегающих глаз, обретающий наглость и самоуверенность лишь в окружении многочисленных охранников, представляет интересы не Армении, а двух турецких государств. И что в реальности Республика Армения лишена представителя на брюссельской, а также на всех остальных высоких международных площадках.
Также многократно, в том числе на страницах «ГА», звучала другая неоспоримая истина: пока нашу страну представляет глава оккупационного режима, покорно следующего в фарватере интересов Азербайджана и Турции, обвинять в своих бедах кого-либо другого мы просто не имеем права. Очередной саммит в столице Бельгии вновь убедительно это доказал: на столе переговоров не было ни одного вопроса и даже подвопроса, в котором бы учитывались кровные интересы Армении и армянского народа.
Даже совершенно вопиющая ситуация с блокадой и гуманитарным кризисом в Арцахе не удостоилась не то что должного, но даже малейшего обсуждения и оценки. Алиев самым наглым образом попирает нормы международного права, в том числе – Европейскую конвенцию по правам человека, не выполняет решения ЕСПЧ и Международного суда ООН, но это не мешает европейским чиновникам горячо пожимать ему руку и во всех без исключения вопросах придерживаться позиции авторитарного Азербайджана в ущерб столь горячо восхваляемого ими «бастиона демократии» - Армении.
Именно абсолютное лицемерие и осознанное попрание руководством Евросоюза демократических ценностей дает все основания для того, чтобы, признавая грязнейшую и главнейшую роль во всем этом Пашиняна, обратиться и к поведению брюссельских чиновников. Особенно в свете одного из заявлений Мишеля, также вызвавшего громкий резонанс, – относительно армянских военнопленных.
Впрочем, глава Евросовета предпочел другой термин: он назвал «задержанными» граждан РА, которые вот уже более 2-х с половиной лет, вопреки всем международным конвенциям и официальным договоренностям, содержатся в азербайджанских застенках, подвергаются бесчеловечному обращению и незаконно приговариваются к многолетним срокам лишения свободы.
Обо всем этом в ЕС отлично осведомлены. Но вовсе не потому, что об этом говорит их любимец Пашинян, а в силу того, что вопреки политике властей РА этими вопросами занимается группа правозащитников, скрупулезно выявляющая все возможные сведения, подробности и нарушения, составляющая отчеты и рассылающая их в международные инстанции. Но демократическому миру нет дела до очевидных нарушений прав человека – ну, не обвинять же, в конце концов, в этих преступлениях своего «газового благодетеля» и «надежного партнера», особенно если премьер самой Армении об этом даже не заикается.
Однако лицемерие Мишеля этой «невинной» заменой терминов не ограничилось. Вот его заявление дословно: «Было достигнуто понимание того, что в ближайшие недели будут освобождены еще несколько задержанных. Я также подчеркнул необходимость сохранения взаимопонимания в отношении того, что солдаты, которые просто заблудились и перешли на другую сторону, будут по-прежнему освобождаться в рамках ускоренной процедуры».
Уж не знаю, как долго работали над этой иезуитской фразой помощники главы Евросовета, но вызвала она в Ереване однозначную реакцию: речь, несомненно, идет об обмене нескольких армянских военнопленных на двух азербайджанских диверсантов, пересекших границу в апреле с оружием и боеприпасами, один из которых на днях приговорен к 11 годам заключения, а второй подозревается еще и в убийстве гражданина Армении.
Четко выразилась на сей счет председатель Центра международного и сравнительного права Сирануш Саакян, подчеркнувшая, что армянских «заблудившихся солдат» в Азербайджане нет, также нельзя назвать «заблудившимися» пересекших границу азербайджанцев. Тем не менее эксперт допустила возможность подобного обмена «в результате политических договоренностей, при которых правовые механизмы не работают».
Со своей стороны, добавим еще один аргумент в пользу высокой вероятности подобной циничной сделки. Это позиция самого Пашиняна, который еще до поимки второго диверсанта уже взял на себя роль их адвоката, заявив: «Двое азербайджанских военнослужащих сбежали с позиций из-за давления и унижения со стороны сослуживцев». Напомним также, что первоначально Генпрокуратура РА «забыла» предъявить второму диверсанту обвинение в убийстве и вынуждена была это сделать лишь под общественным давлением.
Уже тогда эксперты заговорили о том, что готовится почва для скорейшего возвращения этих двоих – невзирая на обвинение в убийстве, несмотря на видео в телефоне с признанием в убийстве других армян и угрозы их продолжения.
Всем этим, как уже ясно, ловко воспользовался Шарль Мишель.
Мы далеки от мысли утверждать, что главу Евросовета или кого-либо из его коллег мучает совесть из-за того, что они делают в отношении Арцаха и Армении, более того, возможно, что сами они считают эти сделки на крови благодеянием для армянского народа. Тем не менее, есть ряд факторов, особенно связанных с Арцахом, которые посредники всех мастей обязаны учитывать, но сознательно обходят.
Это и глобальные вопросы – право на самоопределение, проведенный в Арцахе в соответствии с международными нормами референдум, нарушение Азербайджаном основополагающих принципов ООН и совершенные многочисленные военные преступления, и множество других. А также продолжающаяся блокада как акт агрессии, развязанной Азербайджаном, фактический геноцид и грубейшее попрание Баку решений высших международных судебных инстанций.
В Евросоюзе не могут не осознавать всего этого. Именно поэтому им нужен был фиговый листочек «гуманизма» в виде возвращения нескольких армянских военнопленных и милостивое согласие на это Алиева. Другое дело, что даже эта псевдогуманная акция оказалась обернута в циничный «фантик» бедных «заблудившихся солдат», под которым совершенно определенно имеются в виду азербайджанские диверсанты. Понятно, что Алиев не мог просто так согласиться на возвращение армянских пленных, и потребовал обмена на своих.
И столь же понятно, что Пашинян и не подумал возразить, представив лежащие на поверхности аргументы в пользу недопустимости знака равенства между военнопленными и нарушившими границу Армении и не скрывающими своих преступных целей диверсантами.
В результате же этого «гуманитарного» сговора по сути легитимированы алиевские суды, признавшие армянских военнопленных террористами, и фактически дезавуированы известные договоренности и обязательства о возвращении всех армянских военнопленных. Мишель предстал в образе «доброго дяди», Алиев «проявил добрую волю» и продемонстрировал «мирные намерения, а Пашинян… А Пашинян всегда согласен со всем, что выгодно всем, кроме, разумеется, Армении и Арцаха. Иной роли у него нет и не было изначально».